Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

4.1. Символический характер искусства

«Что за страна Восток!.. Вообразите: направо — гора, налево — гора, впереди — гора, а сзади, как вы сами можете себе представить, синеет гнилой Запад!..» — восклицал Козьма Прутков. Культура древнейших цивилизаций Востока являет собой определённый образ мироощущений, собственную систему художественных приёмов, особое восприятие жизни и человека.

На обширной территории, от Средиземного моря до Тихого океана, раскинулись земли, где много лет назад засияли ослепительным блеском древнейшие восточные цивилизации. К ним относят культуры Месопотамии, Индии и Китая. При всём разнообразии и самобытности каждой из этих культур они имеют общие сходные черты, о которых следует сказать особо.

Художественная культура восточных цивилизаций символична. Она не копирует реальную жизнь, а, преломляясь в сознании художника, отражает её с помощью особого языка символов. Это обстоятельство делает искусство древнейших восточных цивилизаций загадочным и сложным для понимания европейцев.

Главной темой искусства Месопотамии было символическое прославление силы и могущества царя или правителя. За каждым персонажем рельефной росписи или скульптуры стояла особая система понятий Жизни и Смерти, Добра и Зла. Язык символов использовался в них для изображения исторических событий, пронизывал сцены из жизни богов, перед которыми человек обязан был отчитаться в реальной действительности.

Символическое значение имеют древние изображения батальных сцен с наступающими войсками, быстрыми колесницами, скачущими всадниками. Бесстрашные воины берут приступом крепость, взбираясь на крутые стены по канатным лестницам. Они переплывают бурные реки, гонят отбитые стада и толпы пленных. И всё это совершается во славу воинственного правителя.

На победной стеле царя Нарам-Сина (около 2300 г. до н. э.) изображён поход царя против враждебных племён. Сверху вниз по горным тропам развёртывается шествие воинов с копьями и значками на высоких древках. Взоры их обращены вверх, на фигуру победоносного царя Нарам-Сина, поднявшегося к самым вершинам гор, над которыми сияют небесные светила Луна и Солнце — символы богов. Царь только что метнул дротик в горло противника. Готовясь сразиться с последним врагом, он делает стремительный шаг вперёд. Поверженный воин больше не сопротивляется, поднимает руки и закрывает лицо, точно ослеплённый величием победителя. Битва окончена. Нарам-Син великодушно дарует ему жизнь и отводит назад руку с луком. Трупы убитых врагов тяжело падают из-под его ног в глубокую пропасть.

Статуя Гудеа правителя Лагаша

В прославленном шедевре Месопотамии — скульптурном изображении правителя Гудеа (XXII в. до н. э.) — дан вполне реалистический портрет царя, переданы черты внешнего сходства: крепкая мускулатура, отсутствие шеи, зрелый возраст. Всё в этом скульптурном произведении призвано прославить в веках имя царя Гудеа, который во многом способствовал процветанию края: он строил и восстанавливал дворцы и храмы, успешно вёл сельскохозяйственные работы.

Но как на языке искусства можно достичь этой цели? Вглядываясь в портрет могущественного правителя, мы замечаем, что художник явно стремился передать его богатый внутренний мир. Мы обращаем внимание на вдумчивое выражение его мудрого лица, ловим на себе загадочный пристальный взгляд, обращённый к потомкам. Статичная поза со скрещенными на груди руками сидящего, а может быть, и идущего в полный рост царя (существует и такая версия) образно передаёт состояние внутреннего покоя, смирения и величия царской власти.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru