|
|
Учебник МХК для 7-9 классов Мировая художественная культура3.3. «Дома вечности» богов и фараоновЕгипет прошёл свой неповторимый и самобытный путь, обусловленный религиозно-мифологическими представлениями, в особенности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона. Особенности религии сформировали совершенно уникальный стиль египетской архитектуры. Считалось, что земные жилища человека временны, а потому на них не стоит тратить прочных материалов. В то же время храмы богов и гробницы фараонов роскошно украшались и возводились из камня, так как строились на века.
О смысле бытия жители Древнего Египта высказывались вполне определённо: «Ты живёшь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить». Смерть была для них продолжением земного существования. Считалось, что душа умершего продолжает жить и имеет те же желания, что и при жизни. А поэтому после его мумификации и захоронения живущие на земле продолжали заботиться о нём, как это делали раньше. Именно это обстоятельство привело к сооружению гробниц и храмов, которые должны были служить «вечными домами» для фараонов — избранников Бога на земле.
Небамон на охоте. Фреска Восприятие загробной жизни как продолжения земной заставляло обеспечивать умерших всеми необходимыми вещами и атрибутами царской власти. Вот почему гробницы фараонов в буквальном смысле слова были завалены уникальными по красоте вещами (вспомните всемирно известные сокровища гробницы Тутанхамона). А архитектурные сооружения (пирамиды и храмы) превращались в зримое напоминание человеку о великой и незыблемой власти фараона. Более сорока веков назад на пустынном плоскогорье в Гизе началось строительство знаменитых пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина. Вот как рассказывает об этом греческий историк Геродот:
Четыре века спустя после Геродота, в I веке до н. э., пирамиды были причислены к одному из семи чудес света. И сегодня они поражают своим древним величием. Народная поговорка «Всё боится времени, но время боится Пирамид» и сегодня не утратила своего значения. Находясь рядом с ними, нельзя не испытывать трепета и удивления от их подавляющего величия. Обходя пирамиду кругом, человек проделывает путь в один километр, её высота равняется приблизительно высоте 50-этажного дома. До строительства в 1889 году парижской Эйфелевой башни пирамида Хеопса была самым высоким сооружением на земле!
Рамзес II. Рельеф Самая большая из пирамид — пирамида Хеопса — имела вначале 146 метров высоты, теперь она достигает лишь 137 метров, а на месте её вершины образовалась площадка шириной в 10 метров. Грани пирамиды обращены к четырём сторонам света, вход в гробницу находится на северной стороне, на высоте 16 метров над землёй. Где-то посреди одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный извилистый коридор в саркофаг — «жилище вечности» фараона. К счастью, время сохранило имя строителя и архитектора пирамиды Хеопса. Это Имхотеп — один из высших сановников фараона. Более того, он известен и как крупнейший учёный Древнего Египта. О нём сложено множество легенд, его труды и книги пристально изучались на протяжении тысячелетий. Он был врачом, астрономом и магом. Ему, смертному, оказывали почести наравне с божествами. Назначение пирамид двойственно. С одной стороны, они должны были принять и сокрыть в себе тело умершего царя, избавить его от тлена. С другой — вечно прославлять могущество фараона и напоминать о его существовании всем грядущим народам. Всякий, кто приближался к этим рукотворным сооружениям, испытывал ощущение подавленности их мощью, осознавал собственную ничтожность, подобно песчинке на берегу моря. В непосредственной близости с пирамидой Хеопса стоят гробницы других фараонов, его потомков: сына и внука. Они также сориентированы по частям света и предназначены для усопшего фараона, повторяющего движение бога Солнца по небосводу с востока на запад, перпендикулярно течению Нила. В настоящее время пирамида Хефрена — единственная, сохранившая полированную облицовку. Она ниже пирамиды Хеопса, но так как стоит на более высоком месте, её вершина находится на том же уровне. Меньшая их них — пирамида Микерина едва достигает 66 метров в высоту, она находится в окружении ещё меньших пирамид-спут-ниц, служащих местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников. Не менее тщательно в Египте было продумано строительство заупокойных храмов в честь богов и фараонов. Храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта. Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карна-ке и Луксоре, который был возведён по обеим сторонам Нила, недалеко от города Фивы — бывшей столицы Египетской империи. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н.э.) является древний храм Амона. Его размеры и сегодня поражают своим грандиозным масштабом. Это самый просторный в мире храм с колоннами. Он состоит из множества обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов. Его украшают обелиски и сфинксы, колоссальные по своим размерам статуи богов и фараонов. Величественный гипостильный зал (то есть зал, «поддерживаемый колоннами») имел длину 102 м и ширину 53 м. Тридцать четыре колонны 23-метровой высоты гордо и непоколебимо бросают вызов векам. Их верхняя часть (то есть капители) в виде раскрытых цветов лотоса имеют наверху в окружности около 15 метров (там свободно могли бы разместиться 50 человек). Этот «дремучий лес колонн», в котором легко можно затеряться, производит неизгладимое впечатление. Не сохранившиеся ныне потолки были раскрашены в тёмно-синий цвет с жёлтыми звёздами и парящими коршунами. Свет попадал внутрь здания через окна с каменными решётками. Он струился мощными потоками солнечного света, отражаясь на поверхностях капителей колонн. В то же время остальные колонны зала оставались в полумраке, они имели форму нераскрывших-ся бутонов папируса. Лучшие зодчие, скульпторы и художники работали над его созданием в течение нескольких столетий. Стены одного из помещений, получившего название «Ботанического сада», расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Дорогу, ведущую от Нила к главному входу в храм, охраняли сфинксы. Два пилона (то есть башни в виде трапеции с высокими обелисками) составляли фасад здания. Храм в Карнаке стал своеобразной каменной летописью египетских властителей, каждый царь пристраивал к нему всё новые и новые помещения, иногда переделывая и старые.
Храм Амона в Луксоре Не менее великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре (вторая половина XV в. до н. э.), главным украшением которого была колоннада. Он имеет 260 м в длину. Здание храма, казалось, превращено в строгий строй гигантских папирусов. Перед фасадом храма стояло два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков ныне украшает площадь Согласия в Париже. Вход в храм оформлен монументальным пилоном, украшенным изображениями военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги.
Храм Амона в Карнаке Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь проходили религиозные шествия, во время которых проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу. На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых — Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения простирались в толще скалы на сотни метров. В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатпшепсут. Для строительства храма царица, покровительствующая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить её замысел. Храм состоял из трёх широких террас, поднимающихся одна над другой и соединённых между собой пологими пандусами. Чёткие и строгие линии белой колоннады портиков храма до сих пор ярко выделяются на фоне жёлтых скал.
Храм царицы Хатпшепсут Дорога восхождения к храму вела с берега Нила через аллею сфинксов и обелисков. Его здание с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, создавало впечатление величия и торжественности. Гробница Хатшепсут уходила на глубину 97 метров и имела длину 213 метров. Внутренняя отделка храма поражала богатством и изысканностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из чёрного дерева, золочёные и посеребрённые плиты пола прекрасно сочетались с раскрашенными рельефами на стенах.
Варианты заданий для самостоятельной работы
|
|
|