Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

3.2. Художественный канон в искусстве

Древнеегипетское искусство строго канонизировано, то есть подчинено определённому закону, порядку и правилам. В произведениях искусства канон выступал как образец для подражания, как некий идеал, к которому должен был стремиться каждый художник. Особенно отчётливо он проявился в скульптурных, рельефных и живописных произведениях, изображающих человека.

Согласно религиозным представлениям египтян, фигура человека должна изображаться целиком, с наиболее выгодной для восприятия точки зрения (в фас или профиль), причём таким образом, чтобы зритель имел возможность мысленно обойти её вокруг. В таком случае наиболее оптимальным было изображение лица и ног в профиль, глаз и плеч — в фас. Туловище, как бы совершающее медленный разворот, изображалось в три четверти, то есть в фас. Именно так была представлена фигура фараона Нармера.

Главными принципами канона в скульптуре были фронтальность и определённость позы (стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые), чёткая симметрия, пропорциональность всех частей тела, тщательная проработка деталей, стремление к портретному сходству.

Канон — это не только особая композиция и иконография человека. Это и технические приёмы его воплощения. Так, например, существовала традиционная окраска статуй. Тела мужских фигур окрашивались в кирпично-красный цвет, а женских — в жёлтый. Волосы всегда были чёрными, одежда — белая. Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки, женщин — из длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево, камень различных пород, базальт, гранит, песчаник и известняк.

Для изображения фараона существовали особенно строгие каноны. Спокойно и величаво восседает на троне фараон Аменемхет III (XIX в. до н. э.). Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ сильного владыки, правление которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны. Мастерски переданы индивидуальные черты лица — скуластого, с тяжёлыми веками, прикрывающими глаза, с желваками, играющими около властного рта, с чётко очерченным подбородком. Игра светотени на гладкой поверхности гранита усиливает его выразительность.

Статуи Аменхотепа и певицы Раннаи

Признанным шедевром египетской скульптуры являются статуи верховного жреца Аменхотепа и его жены, певицы Раннаи (начало XIV в. до н. э.). Парные статуэтки представлены в строго канонизированных позах. И всё же не перестаёшь удивляться умению египетских мастеров во внешне статичных фигурах передавать внутреннюю энергию и сложный мир чувств. Фигура идущего Аменхотепа статична и неподвижна, в то время как юная и прекрасная Раннаи кажется «неподвижно движущейся». Её стройному стану, устремлённому вперёд, в большей степени передана динамика движения. Во всём чувствуется стремление автора отойти от установленного канона. Взор Раннаи, традиционно устремлённый в вечность, обращён как бы к зрителю. Он как будто вопрошает о чём-то своём, затаённом и тревожном.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru