Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 22

Вопросы и задания

  1. Каковы основные принципы искусства символизма? Какое отражение они нашли в программных манифестах этого художественного направления? Что отличает символизм от реализма, в чём выразилось его сходство с романтизмом? Прокомментируйте поэтические строки Владимира Соловьёва (1853—1900), крупнейшего философа и поэта-символиста:

          Милый друг, иль ты не видишь,
          Что всё видимое нами —
          Только отблеск, только тени
          От незримого очами?

          Милый друг, иль ты не слышишь,
          Что житейский шум трескучий
          Только отклик искажённый
          Торжествующих созвучий?

  2. Тема Демона занимает важное место в творчестве М. А. Врубеля; к ней он обращался на протяжении всей жизни в живописи, рисунке и скульптуре. Живописный цикл составляют три картины: «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный». Каким настроением проникнут каждый из созданных образов? В чём заключается оригинальность их трактовки? Можно ли говорить об эволюции темы Демона в творчестве Врубеля?
  3. Художник Н. Н. Ге писал: «Врубель чувствовал, что ещё ни один человек не всматривался достаточно в природу, в таинственность и фантастичность её деталей... Врубель действительно открыл новый приём понимания природы, новый приём изображения...» В чём заключается искусство воспроизведения мира природы в произведениях Врубеля? Какие «новые приёмы» он использовал? Как рождались его фантастические образы?
  4. Почему музыкальное творчество А. Н. Скрябина связывают с символизмом? Какое воплощение в его творчестве нашла идея синтеза искусств? Какие его произведения вы отнесёте к наиболее значительным? Поясните свой выбор.
  5. М. А. Врубель и А. Н. Скрябин — выдающиеся художники символизма. В чём именно выразилась их принадлежность к одному художественному направлению в искусстве? Можно ли говорить о «музыкальности» живописи Врубеля и «живописности» музыки Скрябина?

М. А. Врубель. Богатырь. 1898 г. Государственный Русский музей, Санкт Петербург

Творческая мастерская

  1. Работая над циклом картин о Демоне, М. А. Врубель опирался на литературный источник — поэму М. Ю. Лермонтова «Демон» (1839). Сравните персонаж этой поэмы с героем картины М. А. Врубеля «Демон сидящий». Можно ли утверждать, что художник запечатлел Демона таким, каким увидел его поэт? Какие строки поэмы соответствуют живописному образу, а в чём они отличаются от трактовки Врубеля? Почему? Что олицетворял собой образ Демона в творчестве каждого из художников?
  2. Сказочные и мифологические мотивы пронизывают многие произведения М. А. Врубеля («Богатырь», «Пан», «Тридцать три богатыря», «Царевна Лебедь» и др.). В чём заключаются различие и общность интерпретации сказочных тем и образов в творчестве В. М. Васнецова и М. А. Врубеля? С помощью каких художественных средств рождается атмосфера сказки? В чём секрет их жизненной убедительности и поучительный смысл?
  3. Можно ли картину М. А. Врубеля «Пророк», во многом навеянную одноимённым стихотворением А. С. Пушкина, рассматривать только как иллюстрацию к нему? В чём особенность интерпретации данной темы каждым из авторов?
  4. Что сближало музыку композитора А. Н. Скрябина с поэзией символистов?
  5. А. А. Блок писал: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие — я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Какие миры, по словам поэта, видел Врубель? Почему Блок, сам обладавший гениальным творческим воображением, преклонялся перед талантом художников-символистов?
  6. Послушайте заключительную часть «Поэмы экстаза» А. Н. Скрябина. Каково ваше общее впечатление о характере музыки финала? Что показалось особенно ярким и значительным? Почему? Как в нём выражен трагизм эпохи рубежа XIX—XX вв.? Можно ли ограничить значение этого произведения рамками конкретного времени?

М. А. Врубель. Пророк. 1898 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Отражение сложности и противоречивости исторической эпохи в творчестве Врубеля»; «Особенности трактовки проблемы добра и зла в картинах Врубеля»; «Проблемы жизни и смерти в произведениях Врубеля»; «Традиции романтизма и символизма в творчестве Врубеля»; «Эволюция темы Демона в творчестве Врубеля»; «Сказочные мотивы в творчестве В. М. Васнецова и М. А. Врубеля»; «Символика цвета в картинах Врубеля»; «Врубель и символизм»; «Особенности трактовки библейских тем в творчестве Врубеля»; «“Библейские эскизы” A. А. Иванова и М. А. Врубеля»; «Тема Христа в творчестве Врубеля»; «Театрально-декорационное мастерство Врубеля»; «Синтез фантастического и реального у Врубеля»; «Художественные реминисценции Врубеля в творчестве мастеров русского авангарда»; «Творчество B. Э. Борисова-Мусатова».

«Вера во всемогущую силу искусства как основная идея творчества А. Н. Скрябина»; «Философские идеи символизма в творчестве А. Н. Скрябина»; «Скрябин и русская поэзия символизма»; «Идея синтеза искусств А. Н. Скрябина»; «Античный миф о Прометее и музыка Скрябина»; «Прометей Бетховена и Скрябина (опыт сравнительного анализа)»; «“Музыкальность” живописи Врубеля и “живописность” музыки Скрябина»; «Влияние Шопена на художественный мир Скрябина»; «Творческие искания Скрябина в области цветомузыки».

Книги для дополнительного чтения

  • Алленов М. М. Врубель. М., 2000.
  • Асафьев Б. В. Русская музыка (XIX и начало XX в.). Л., 1979.
  • Бэлза И. Ф. Александр Николаевич Скрябин. М., 1987.
  • Великович Э. И. Великие музыкальные имена. СПб., 2002.
  • Врубель М. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976.
  • Герман М. Ю. Михаил Врубель. СПб., 2001.
  • Дмитриева Н. А. Михаил Врубель. М., 1984.
  • Енукидзе Н. И. Русская музыка конца XIX — начала XX века. М., 2002.
  • Ефремова Л. А. Врубель. М., 2009.
  • Коган Д. 3. Михаил Врубель. М., 1999.
  • Левая Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М., 1991.
  • Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
  • Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX — начала XX века. М., 1991.
  • Рубцова В. В. Александр Николаевич Скрябин. М., 1989.
  • Русакова А. А. Символизм в русской живописи. М., 1995.
  • Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. М., 2001.
  • Суздалев П. К. Врубель и Лермонтов. М., 1991.
  • Федякин С. Р. Скрябин. М., 2004.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru