Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 21

Вопросы и задания

  1. Один из современных исследователей отмечал: «Конечно, всякий стиль неповторим, но стиль модерн — самый неповторимый среди всех стилей». Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Каковы его характерные признаки и художественная концепция? В чём, по-вашему, проявились оригинальность и неповторимость стиля модерн в искусстве? Какое понимание красоты было ему свойственно? Аргументируйте свой ответ известными вам примерами.
  2. Каковы основные идеи и художественные принципы развития архитектуры модерна? Какое воплощение они нашли в сооружениях известных зодчих: В. Орта, А. Гауди, Ф. О. Шехтеля? Какими собственными наблюдениями вы могли бы дополнить характеристику архитектуры модерна?
  3. Одни нередко упрекали Гауди в том, что он в своём творчестве смешивает самые разные стили и направления (готика, барокко, натурализм), порой не соблюдая их логики. Другие видели в этом смешении оригинальные метафоры, «пересказ» живых исторических стилей «интегральным языком модерна» (Е. Б. Мурина). Чью точку зрения разделяете лично вы? Почему? Как вы думаете, почему архитектурные творения Гауди до сих пор получают крайне противоречивые оценки?
  4. Каковы высшие архитектурные достижения русского модерна? В чём особенность воплощения этого стиля в сооружениях Ф. О. Шех-теля? Почему особняк А. Н. Рябушинского считается шедевром московского модерна?

В. Орта. Дом Сольвей. 1895 г. Брюссель

Творческая мастерская

  1. Интересны суждения академика РАН Д. В. Сарабьянова об идеальном образе города модерна: «Если построить воображаемый образ идеального города модерна, он будет состоять из разнохарактерных зданий, которые причудливо сочетаются друг с другом, образуя внутренние пространства дворов, прорывающиеся через узкие коридоры на улицы или площади. Надстройки на крышах будут завершать неожиданные перспективы, открывающиеся взору зрителя — именно зрителя, потому что обитатель этого города всегда останется одновременно и зрителем. Пространство в таком городе течет стихийно, натыкаясь на стены, образы, выступы, переваливая через крыши, цепляясь на ходу за башни и уходя вдаль, соотнося при этом камерное и всеобщее. Но это — идеальный образ: реального города модерн создать не успел».

    Какие варианты идеального образа города модерна могли бы предложить лично вы?

  2. В период работы над проектом Ярославского вокзала в Москве Ф. О. Шехтель писал, что в своих сооружениях он «старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек». Удалось ли автору реализовать свой замысел в здании Ярославского вокзала? В чём особенность художественного решения его фасада?
  3. Попробуйте сделать эскизы интерьера вашей комнаты или офиса в стиле модерн (сконструировать мебель, посуду, предметы быта, одежду, орнаменты обоев или тканей).
  4. Подготовьте фотовыставку (альбом) на темы «Модерн в искусстве и жизни», «Скульптурные шедевры модерна», «Фотомодерн», «Мастера дизайна и декоративноприкладного искусства». Нарисуйте рекламный плакат или афишу в стиле модерн.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Формирование стиля модерн в европейском искусстве рубежа XIX—XX вв.»; «Художественная концепция модерна и его отличительные особенности»; «Модерн и проблема синтеза искусств»; «Вклад модерна в мировую художественную культуру»; «Мир вещей в эпоху модерна».

«Идеи и принципы архитектуры конца XIX — начала XX века»; «Образцы “чистого модерна” Виктора Орта»; «“Каталонский модерн” А. Гауди»; «Традиции и новаторство архитектуры А. Гауди»; «Влияние готики и барокко на творчество А. Гауди»; «Идея синтеза искусств в произведениях А. Гауди»; «Образы миров А. Гауди»; «Причина противоречивости оценок творчества А. Гауди сегодня»; «Шедевры московского модерна Ф. О. Шехтеля»; «Сочетание стилей модерна и готики в архитектуре особняка Морозова»; «Черты модерна в архитектуре здания Ярославского вокзала в Москве»; «Особенности петербургского модерна (Ф. И. Лидваль, А. И. Гоген, Н. В. Васильев, Л. Н. Бенуа и др.)»; «Архитектурный модерн одного из городов России».

Ф. О. Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. 1903 г.

Книги для дополнительного чтения

  • Борисова Е., Стернин Г. Русский модерн. М., 1998.
  • Буссальи М. Понимать архитектуру. М., 2007.
  • Варданян Р. В. Мировая художественная культура. Архитектура. М., 2003.
  • Герман М.Ю. Модернизм: Искусство первой половины XX века. СПб., 2005.
  • Горюнов B.C., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. СПб., 1992.
  • Дмитриев С. С. Очерки истории русской культуры начала XX века. М., 1985.
  • Иконников А. В. Зарубежная архитектура: От «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.
  • Кириченко Е. И. Фёдор Шехтель. М., 1973.
  • Крипа М. А. Антонио Гауди. 1852—1926: О влиянии природы на архитектуру. М., 2003.
  • Полевой В. М. Искусство XX века. 1901—1945. (Малая история искусств). М., 1991.
  • Пэнэжко Н. Л. и др. Шехтель. Рябушинский. Горький (дом на Малой Никитской, 6). М., 1997.
  • Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. М., 2001.
  • Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
  • Тьебо Ф. Гауди: Творец архитектурной сказки. М., 2003.
  • Фар-Беккер Г. Искусство модерна. М., 2000.
  • Цербст Р. Антонио Гауди — жизнь в архитектуре. М., 2002.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru