Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

16.2. Эстетика реализма и натурализм

Существенные перемены в жизни общества, вызванные усиливающимся недовольством народных масс, нарастанием демократического и пролетарского движения, не могли не привести к изменениям и в художественной сфере. Сначала буржуазная Французская революция 1848 г., а затем и первая в мире пролетарская революция 1871 г. (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды и чаяния простого человека.

Искусство реализма выступает в качестве средства агитации и пропаганды, а художники активно втягиваются в общественную жизнь, защищая интересы народных масс. Заметно обостряются противоречия между реалистическим и академическим искусством, ещё глубже и непримиримее становятся различия между реализмом и романтизмом.

Если раньше реализм и романтизм в своём отношении к жизни и человеку взаимно обогащали друг друга, развивались бесконфликтно и параллельно, то теперь проявились их противоречия. Существенными были разногласия в их отношении к действительности. Если романтизм только фиксировал пороки и недостатки в жизни общества, то реализм заострял внимание на причинах, породивших зло в обществе. Если в изображение окружающей действительности романтизм привносил много субъективного и индивидуального, то реализм, напротив, стремился к объективности, нередко использовал художественные приёмы сатирического осмеяния. Выдвижению возвышенного романтического идеала реализм противопоставил его категоричное неприятие. Г. Курбе утверждал, что «основа реализма — это отрицание идеала». Расхождения были и в выборе тем для произведений искусства.

Существенные противоречия между реализмом и романтизмом касались особенностей изображения человека. Так, исключительным героям в исключительных обстоятельствах реалисты противопоставили изображение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Ф. Энгельс). Причём повышенное внимание они уделяли обыденной жизни человека низших сословий.

Г. Курбе. Веяльщицы. 1855 г. Музей изобразительных искусств, Нант

Если в произведениях романтиков чувствовалось единство взглядов автора и его героев, то у реалистов между ними пролегала определённая дистанция. Если у романтиков личность могла воздействовать на общество, то у реалистов, наоборот, общество оказывало существенное влияние на человека. Подобные разногласия не могли не привести к оформлению собственной эстетической программы, формально закрепившей основные требования реалистического искусства.

Воспроизводя действительность такой, «как она есть», художники-реалисты, однако, не стремились к её точному копированию. В их произведениях оставалось достаточно места для творческого воображения и фантазии. Э. Делакруа, которому был чужд реалистический метод, все же подчёркивал:

    «...Реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности... Совершенство художественного образа не зависит от степени подражания природе».

В противном случае возникала опасность отождествления реализма с натурализмом (лат. natura — природа, естество) — творческим направлением в изобразительном искусстве, литературе и театре, который ассоциировался с точным копированием явлений действительности без учета их связей и отношений друг с другом. Для натурализма были характерны: подчинение «позитивной» правде, отказ от типизации, строгое использование результатов экспериментальной науки, подчёркнутая «фотографичность» изображения, деэстетизация художественной формы.

С середины XIX в. термины «реализм» и «натурализм» зачастую употреблялись как синонимы, но с 1870-х гг. натурализм стал выделяться в особое литературно-художественное движение, известное под названием «натуральной школы».

Эмиль Золя (1840—1902), наиболее известный сторонник натурализма, подчёркивал, что художник должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может изображать только то, что сам видел и хорошо изучил. «Кусок действительности», воспроизведённый им с фотографической точностью, есть антипод «типичным характерам в типичных обстоятельствах». Место сюжета занимали описание и анализ, при этом автор остаётся эстетически нейтральным по отношению к изображаемому, он не стремится заглянуть в будущее. Окружающий мир представляется статичным нагромождением деталей, в котором нет разграничений между красивым и безобразным. Если безобразное изображено достоверно, оно приобретает в глазах натуралистов значение подлинной эстетической ценности.

Э. Мане. Портрет Эмиля Золя. 1868 г. Музей Орсе, Париж

В сборнике «Экспериментальный роман» (1880) Э. Золя писал:

    «Нам, писателям-натуралистам, бросают нелепый упрёк — будто мы хотим быть только фотографами... Мы исходим из подлинных фактов, действительность — вот наша несокрушимая основа... Главная задача писателя как раз и состоит в изучении взаимного воздействия — общества на индивидуум и индивидуума на общество... Мы стремимся... овладеть проявлениями интеллекта и других свойств человеческой личности, чтобы иметь возможность направлять их... Человек для нас — живая машина, действующая под влиянием наследственности и среды».

В художественном творчестве Золя черты натурализма органично переплетались с чертами критического реализма. Это обстоятельство сыграло положительную роль в оценке натурализма. Оно позволило ему получить не только всеобщее признание, но и сыграть на определённом этапе прогрессивную роль.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru