Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

15.2. Рождение русской национальной оперы

М. И. Глинке принадлежит выдающаяся роль в создании русской национальной оперы, правдиво воссоздающей героику исторического прошлого и романтику национального эпоса. Он положил начало двум направлениям русской оперы — народномузыкальной драме и опере-сказке, опере-былине.

Мысль о создании русской национальной оперы никогда не покидала композитора, ему особенно хотелось передать в ней характер русского народа, его героико-патриотический дух. Исторические события начала XVII в., связанные с борьбой против польских завоевателей, как нельзя лучше подходили для воплощения замысла. Сюжет оперы «Жизнь за царя» (1836; в советское время она называлась «Иван Сусанин») был подсказан В. А. Жуковским и одним из стихотворений из цикла «Думы» К. Ф. Рылеева — поэта, казнённого за участие в восстании декабристов. Предсмертные слова Ивана Сусанина, приведшего польских захватчиков в занесённый снегом дремучий лес, определили общую тональность оперы:

        Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
        И радостно гибнет за правое дело!

Главный персонаж оперы Иван Сусанин воспринимается как воплощение русского народного характера. Его душевная теплота сочетается с твёрдостью духа и глубоким пониманием чувства долга.

Музыка увертюры передавала основной драматургический конфликт. Торжественные и решительные аккорды сменяла простая и задушевная мелодия. За внезапно врывающимися звуками польской мазурки следовала светлая, немного печальная музыка, напоминающая слушателям мелодии колыбельной песни.

Неизвестный художник. О. А. Петров в роли Ивана Сусанина

 

Афиша первого представления оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»

Зритель, привыкший видеть на сцене таинственные средневековые замки, картины жизни далёких и чужих стран, увидел простую русскую деревню и толпу крестьян. Мощно и стройно зазвучал хор, исполнявший песню о родной земле и её доблестных и храбрых сынах. Хору Глинка придавал особое значение. Хор стал действующим лицом оперы, впервые он активно участвовал во всём происходящем на сцене, направлял ход событий, выражая главную патриотическую идею произведения. Мелодия хора проходит через всю музыкальную ткань оперы, она украшает её подлинными народными интонациями.

С интересом следили зрители за развитием действия. Из крестьянского села, живущего повседневными делами и мирными заботами, оно перемещалось в замок польского магната, где отмечался шумный и весёлый праздник. Здесь звучали польские танцевальные мелодии — торжественный полонез, задорный краковяк и стремительная мазурка. И вновь действие возвращалось к спокойному течению крестьянской жизни, в которое неожиданно вторгались тревожные ноты надвигающегося грозного события. Без тени сомнения Иван Сусанин принимает решение увести на верную погибель польских завоевателей. «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» — пел Иван Сусанин. И ему вторил хор, подчёркивая идею единения главного героя и всего народа.

Сцена из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» в постановке Большого театра в Москве. 1982 г.

Зловеще и тревожно звучит музыка последнего, четвёртого действия. Суровый зимний лес неприветливо и настороженно встречает польский отряд, измученный нелёгкой дорогой. Расположившись у костра на ночлег, все засыпают, не спится только Ивану Сусанину. Он знает: это его последняя ночь. «Ты взойдёшь, моя заря!» — поёт он. И в голосе слышатся непоколебимая решимость и скорбь прощания с жизнью, с родной землёй, с близкими и родными его сердцу людьми.

В последней сцене звучал мощный народный хор, прославляющий Родину и её верного сына. «Славься, славься, святая Русь!» — всё громче и величественнее звучали его слова. Торжественный перезвон колоколов буквально ошеломил слушателей. Никогда ещё русская сцена не слышала ничего подобного. Это был первый триумф русской оперной сцены, с которого началась «особая школа музыки, школа русская» (А. Н. Серов).

Ф. Фёдоровский. Эскизы декорации к опере «Жизнь за царя» для Кировского театра в Ленинграде (сейчас Мариинский театр в Санкт-Петербурге). 1939 г.

В. Ф. Одоевский (1803/04—1869) — писатель и музыкальный критик откликнулся на оперу Глинки восторженной статьёй:

    «Этою оперою решался вопрос, важный для искусства вообще и для русского искусства в особенности, а именно: существование русской оперы, русской музыки, наконец, существование вообще народной музыки... Что за музыка! Надобно очень хорошо знать русские сердца, чтобы одними звуками уметь так сильно говорить им... С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, — новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период — период русской музыки. Такой подвиг, скажем положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»

А. С. Пушкин, присутствовавший на премьере оперы 27 ноября 1836 г., был очарован музыкой Глинки и впоследствии написал шутливый канон в его честь:

        Пой в восторге, русский хор,
        Вышла новая новинка.
        Веселися, Русь! наш Глинка
        Уж не Глинка, а фарфор!

        За прекрасную новинку
        Славить будет глас молвы
        Нашего Орфея Глинку
        От Неглинной до Невы...

А. Роллер. Эскиз декорации к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Гениальность великого русского композитора проявилась и в следующей его опере-сказке «Руслан и Людмила» (1842), написанной на сюжет одноимённой поэмы А. С. Пушкина. В ней в полной мере отразились отточенное мастерство и могучий взлёт его творческой фантазии. «Преданья старины глубокой», волшебный мир русских богатырей оживали в фантастических картинах оперы. Как и любая сказка, она заканчивалась торжеством любви, победой добра над злом.

Значение творчества М. И. Глинки в истории русской музыкальной культуры трудно переоценить. Благодаря его произведениям русская музыкальная школа получила всемирное признание.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru