Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 14

Вопросы и задания

  1. Каковы характерные черты западноевропейской музыки романтизма? Как ей удалось выразить дух своей эпохи и мироощущения человека того времени? Почему именно в этом виде искусства они нашли наиболее яркое и образное воплощение? В чём, на ваш взгляд, проявились отличия музыки романтизма и классицизма? Поясните свой ответ.
  2. Почему так тесны были связи музыки романтизма с литературой и живописью? Что вы могли бы рассказать о программной музыке композиторов-романтиков? Какие изменения произошли в системе музыкальных жанров? Расскажите о некоторых из них. Каковы дальнейшие пути развития музыки романтизма?
  3. Э. Делакруа писал: «...Вагнер хочет всё обновить; он убеждён в своей правоте, он отбрасывает множество музыкальных условностей...» Как вы думаете, что именно «обновил», а какие «условности» оперного искусства нарушил Вагнер? В чём заключается реформаторский характер его творчества?
  4. Каковы характерные черты русской музыки романтизма? Почему её наиболее яркие успехи были достигнуты в романсово-песен-ном творчестве Алябьева, Варламова, Гурилёва и Верстовского?

Ф. Ленбах. Вагнер в мечтах. Фрагмент картины

Творческая мастерская

  1. Послушайте вокальные циклы Ф. Шуберта «Прекрасная мельничиха» (1823) или «Зимний путь» (1827), а также познакомьтесь с творчеством немецкого поэта-роман-тика Вильгельма Мюллера (1794— 1827), вдохновившего Шуберта на их создание. Как в них рассказана романтическая история духовных поисков одинокого странника? Каким настроением проникнуты эти произведения?
  2. Послушайте последние кульминационные части оперы-драмы Р. Вагнера «Гибель богов» — путешествие Зигфрида по Рейну или траурный марш на смерть Зигфрида. Почему так контрастна эта музыка? Какое выражение в ней находит лейтмотив проклятья золота? Какие музыкальные впечатления рождает эта музыка?
  3. Напишите небольшое сочинение-эссе на одну из предложенных тем: «Что рассказала мне музыка композиторов-романтиков?», «Мой любимый композитор-романтик (произведение)».
  4. Композиторы-романтики, обращаясь к танцевальным жанрам, создавали подлинные жемчужины фортепианной музыки. Таковы, например, вальсы, полонезы и мазурки Шопена. Послушайте некоторые из этих произведений. Обратитесь к справочной литературе и познакомьтесь с характерными особенностями этих танцев. Насколько удачно воссоздан их художественный образ в музыке Шопена?
  5. Составьте программу музыкально-поэтического концерта на тему «Романтика русского романса».

Автограф Ф. Шуберта. Начало песни «Дикая роза» на стихи И. В. Гёте

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Многообразие стилей западноевропейской музыки XIX в.»; «Содружество искусств в музыке романтизма»; «Музыка немецкого романтизма»; «Музыкальный мир Ф. Шуберта»; «Ф. Шуберт — поэт и композитор»; «Поэзия Гёте в музыке Шуберта»; «Баллада Шуберта “Лесной царь” и одноимённая баллада И. В. Гёте в переводе В. А. Жуковского»; «Почему Шопена называли “чистым гением гармонии”?»; «Музыкальные открытия Ф. Листа»; «Мой любимый композитор-романтик»; «Р. Вагнер как выдающийся реформатор оперного жанра»; «История создания оперного цикла Р. Вагнера “Кольцо Нибелунга”».

Книги для дополнительного чтения

  • Алексеева Л. Н., Григорьев В. Ю. Страницы зарубежной музыки XIX века. М., 1983.
  • Бах. Моцарт. Бетховен. Шуман. Вагнер. М., 1999. (ЖЗЛ. Биографическая библиотека Ф. Павленкова).
  • Белоусова С. С. Романтизм. Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен: книга для чтения. М., 2002.
  • Ванслов В. В. Искусство и красота. М., 2006.
  • Вудфорд П. Шуберт: Иллюстрированные биографии великих музыкантов. Урал, 1999.
  • Гаал Д. Лист. М., 1986.
  • Гозенпуд А. А. Оперный словарь. СПб., 2005.
  • Кремнев Б. Шуберт. М., 1964. (ЖЗЛ).
  • Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1980. Вып. 5.
  • Попова Т. В. Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века. М., 1976.
  • Сконечная А. Д. Торжество муз. М., 1989.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru