Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

12.2. Творчество К. П. Брюллова

В России крупнейшими представителями академической школы живописи были К. П. Брюллов, знаменитый автор «Последнего дня Помпеи», и гениальный художник-мыслитель А. А. Иванов. Именно им принадлежит большая прогрессивная роль в развитии русской художественной школы.

Двенадцать лет обучения в Академии художеств не прошли бесследно для Карла Павловича Брюллова (1799— 1852). Они дали ему прекрасную школу и возможность продолжить образование в Европе. Побывав в окрестностях Неаполя, где проводились археологические раскопки древнеримских городов — Помпеи и Геркуланума, — он окончательно определил тему своей будущей картины «Последний день Помпеи». Потрясённый видом города, погребённого под слоем лавы и пепла во время извержения Везувия 24 августа 79 г., он приступит к осуществлению своего замысла.

Художник стремится быть абсолютно достоверным даже в мелочах. Он использует материалы раскопок, делает множество зарисовок и этюдов с натуры, тщательно изучает исторические источники, главным из которых были свидетельства очевидца Плиния Младшего, чудом спасшегося в тот трагический день.

К. П. Брюллов. Автопортрет. 1848 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

По справедливому замечанию Н. В. Гоголя, в масштабной и величественной картине «отразилось всё»: смена исторических эпох (падение античного языческого мира и наступление новой христианской веры), чувства и мысли людей перед лицом катастрофы.

Художественный язык картины во многом традиционен, классицистичен, но данью классицизму в полном смысле слова эту картину никак назвать нельзя. По-новому, например, был в ней трактован самый традиционный и наиболее сложный исторический жанр академической живописи! Вопреки канонам в основу было положено событие из реальной жизни (гибель города в результате извержения вулкана Везувий), а не мифологический или библейский сюжет. Слишком слабо картина согласовывалась и с общепринятыми представлениями о героическом. Подмена темы гражданского подвига, долга героя перед Отечеством темой народного бедствия, страданий и нравственной красоты человека была замечена строгими ценителями классицистической живописи.

В произведении классицизма не могло быть места и для проявления низменных чувств, но они здесь мастерски запечатлены художником. В изображении действующих лиц всё строится на контрастах душевного благородства и низменного корыстолюбия. Слева на ступенях гробницы мы видим обуреваемого жаждой наживы бородатого мужчину, расталкивающего толпу и торопливо подбирающего кем-то оброненные монеты. В глубине, почти в самом центре, убегающий языческий жрец в белом одеянии прихватывает культовый жертвенник. В нижней части картины, у тела распростёртой на мостовой женщины, художник изобразил ларец с рассыпавшимися драгоценностями. Но никто не замечает их: золотые цепи и драгоценные камни больше не нужны никому. Разве можно на них купить спасение?

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830—1833 гг. Государственный Русский музей, Санкт Петербург

В противовес низменным чувствам Брюллов показывает истинную красоту возвышенных и благородных помыслов. Перед лицом смерти люди заботятся о ближних, не утрачивают самоотверженности, не изменяют понятиям долга и чести. Картина воспринимается как своеобразный гимн физической красоте и нравственному совершенству человека. Не случайно Н. В. Гоголь отмечал, что здесь «нет ни одной фигуры, которая бы не дышала красотою, где бы человек не был прекрасен».

Художника восхищают верность, возвышенная любовь и неистребимая вера в справедливость. Разбушевавшаяся стихия лишь помогла проявиться в людях их необычайной духовной красоте. Три группы переднего плана справа олицетворяют эти высокие чувства. Сыновья пытаются спасти на плечах немощного старика-отца, который не может примириться с гибелью беломраморных богов, низвергающихся вниз с крыш дворцов. Их падение воспринимается как крушение его идеалов о разумно устроенной жизни. Юный Плиний, бережно поднимающий и уговаривающий мать собрать остаток сил и попытаться спастись, не может оставить самого дорогого на свете человека. Молодой жених, не замечая молний и не слыша грохота падающих камней, держит в объятиях погибшую невесту. Самый лучший день в жизни стал последним днём их земного счастья.

Если классицизм предпочитал односюжетность и односложность изображения с небольшим количеством действующих лиц (вспомните «Клятву Горациев» Давида), то в этой картине всё иначе. К. П. Брюллов отказывается от классицистических требований выделения главного персонажа. Его героем становится вся людская масса, где каждый является равноправным участником исторической драмы, все испытывают на себе силу неотвратимой природной стихии.

Одним из неизменных правил, которому подчинялось создание исторической картины, была фронтальность композиции, т. е. развёртывание действия на узкой полосе переднего плана, как, например, в скульптурном барельефе. Сохраняя общепринятую трёхплановость композиции, её замкнутость и ограниченность каменными гробницами, автор не только размещает действие по ширине полотна, но и смело переносит его в глубину пространства.

Около десяти раз Брюллов переделывает композицию, пытаясь добиться её максимальной насыщенности и выразительности. Он меняет состав и местоположение групп, варьирует жесты и позы. Построив произведение из не связанных между собой эпизодов и групп, вписанных в традиционные академические треугольники, он добивается особой динамичности, наполняет её ощущением тревоги и напряжения чувств. Для того чтобы передать стремительность движения героев, автор активно использует приём встречного движения (изображение христианского проповедника и семейной пары с детьми; людей, столпившихся на ступенях, одни из которых пытаются попасть внутрь гробницы, а другие с криком вырываются из неё). Благодаря этому усиливается впечатление хаоса и беспорядочного движения испуганных людей.

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент

Движение развивается влево и вправо от центра, где изображена упавшая с колесницы женщина. Именно здесь передан высший накал страстей, сюда сходятся все нити композиции. Вероятнее всего, в этом образе следует искать наиболее точное и яркое выражение авторской позиции, главной идеи полотна, символизирующей крушение прекрасного, но обречённого на гибель античного мира. Маленький ребёнок, протягивающий руки к умершей матери, воспринимается как аллегория мира нового, который обязательно возникнет на руинах прежнего.

В соответствии с требованиями классицизма большое значение придавалось равномерному и рассеянному освещению из единого источника. Но вопреки канонам Брюллов использует эффект двойного освещения (почти нереального блеска молний и зарева пожара от извержения вулкана), игру света и тени, создающих напряжённый эмоциональный настрой. Сложнейшая задача была решена удивительно смело, что нашло выражение в богатстве бликов, рефлексов на лицах, телах и одеждах людей. Художник удачно выбирает момент, когда мгновенная ослепительная вспышка молний среди кромешной темноты позволяет высветить в их лицах самое важное. Вступая в противоречие с законами академического искусства, передний план картины, оказавшись в тёмном обрамлении, наоборот, только усиливает драматизм происходящего. Контрастные чередования света и тени образовывали причудливые изломы очертаний групп и отдельных фигур, подчёркивали их форму и пластику.

До самых последних дней работы Брюллов оставался недоволен, считая, что так и не сумел достичь той рельефности фигур, которую хотел им придать. Позднее он рассказывал: «Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была кончена».

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагменты

Драматизм происходящего усиливал напряжённый колорит. Автор явно стремился к гармонии цвета и к равномерному распределению его интенсивности. Используя два основных противоборствующих цвета (кроваво-красный и чёрный), он достиг предельной выразительности колорита. Их ритмическое чередование ещё нагляднее подчёркивало трагизм происходившего. Непривычной была необыкновенная яркость, насыщенность красок, передающая естественное многообразие и жизненность материального мира. Несмотря на то что «краски горят и мечутся в глаза» (Н. В. Гоголь), они оказались удивительно гармоничны и исполнены «внутренней музыки».

Картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» была воспринята с триумфом не только на родине, но и в Европе. Поэт-современник Е. А. Боратынский посвятил её прославленному автору знаменательные строки:

        Принёс ты мирные трофеи
        С собой в отеческую сень,
        И стал «Последний день Помпеи»
        Для русской кисти первый день!

Картина произвела переворот в русской живописи: впервые в академических залах не только отметили отступление от норм классицизма и смелый дух новаторства, но и вынуждены были признать за художником неотъемлемое право на свободу творчества.

Блистательное дарование К. П. Брюллова, конечно же, не исчерпывалось только одним этим шедевром. В историю мировой живописи он вошёл и как автор монументальных композиций на античные и библейские темы, талантливый портретист.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru