Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

12.1. Ж. Л. Давид — основоположник неоклассицизма

Ослабление влияния Королевской академии живописи и скульптуры на художественный процесс осуществилось не без участия известного французского живописца Жака Луи Давида (1748—1825). Он считал, что в академии художник, будучи вынужденным «подчиняться общепринятой рутине», не может быть свободен в выборе форм и методов творчества. Сначала и сам Давид постигал азы мастерства в Королевской академии, справедливо отмечая при этом, что из неё в лучшем случае могут выйти лишь «искусные ремесленники», но никак не великие мастера.

Хотя Давид начинал как приверженец рококо, его имя в истории живописи соотносят с французским неоклассицизмом. После изнеженного и фривольного рококо он, по словам Ш. Бодлера, вернул французскому искусству «вкус к героическому». Этому во многом способствовало его участие в конкурсах на соискание Римской премии, дающей право на пенсионерскую поездку в Италию, где открывалась возможность для изучения шедевров античного искусства. Находясь в Риме, большую часть своего времени он посвящал рисованию античных статуй и рельефов, а также копированию картин итальянских мастеров.

На всю жизнь его учителем и кумиром станет великий Рафаэль. Именно здесь он открыл для себя красоту античного искусства, впоследствии сформировавшую его собственный стиль.

Ж. Л. Давид. Автопортрет. 1794 г. Лувр, Париж

Во Францию Давид вернулся совсем другим художником. В его произведениях появились торжественность и величие, они стали более строгими и публицистичными. В Античности Давид черпал не только вдохновение, но и отражение революционного духа современности. Не случайно публика называла его «самым передовым и смелым живописцем» своего времени. В творчестве ему удалось совместить реальную действительность и идеалы классики. Его стихией стали героические образы, строгие, неподкупные, готовые жертвовать своим счастьем ради Отечества. Брут, Сократ, Гораций воплощают этот тип идеального человека, достойного для подражания современников.

Картина «Клятва Горациев» — подлинный манифест живописи неоклассицизма, олицетворение его эстетических принципов. В 1780 г. Давид получил заказ на историческое полотно, которое должно было «оживить добродетели и патриотические чувства». В античном сюжете ему действительно удалось передать патриотический настрой, охвативший общество накануне Великой французской революции. Картина была восторженно встречена публикой и воспринята как символ борьбы, призыв к свержению королевской власти.

Сюжет этого произведения Давиду подсказала пьеса Корнеля «Горации», восходящая к древнеримской легенде VII в. до н. э. В ней рассказывалось о борьбе двух родов (Горациев и Куриаци-ев), оспаривавших первенство Рима. Трём братьям, сыновьям Горация, предстояло вступить в смертельный поединок с друзьями своего детства и родственниками (один из которых был помолвлен с сестрой Горациев). По замыслу автора, картина должна была раскрыть непримиримые и трагические противоречия между гражданским долгом и личными чувствами людей.

События разворачиваются во внутреннем дворике древнеримского дома. Трое братьев, готовые победить или умереть во имя Отчизны, приносят отцу клятву долга и верности. Три одинаковых, рельефно изображённых профиля, стремительный жест рук, протянутых к оружию, передают ощущение единой устремлённости и решимости идти на бой во имя торжества справедливости. Отец благословляет сыновей на ратный подвиг и скрепляет их клятву. Они действительно победят, но цена такой победы будет слишком высока...

Ж. Л. Давид. Клятва Горациев. 1784 г. Лувр, Париж

Справа изображены сёстры Горациев. Поединок ещё не начался, а они объединены общим горем, скорбят о близких, так как заранее знают, что каким бы ни был исход битвы, одна потеряет жениха, а другая лишится брата. Безвольные и пассивные позы женщин, предающихся молчаливой скорби, лишь оттеняют твёрдость намерений братьев. В мягких и плавных очертаниях женских фигур, текучих и струящихся линиях одеяний ещё отчётливее просматривается непреклонная воля братьев к победе. Приглушённые золотисто-серые и белые тона женских одежд были призваны не только контрастировать с доминирующим красным цветом в одежде мужчин, но и подчёркивать их силу воли и решимость. Ничто не должно отвлекать Горациев от главного, никто не может отвратить их от сделанного выбора.

Картина «Клятва Горациев» была написана в строгом соответствии с художественными принципами неоклассицизма. Обращение к историческому жанру, аллегоричность и назидательность сюжета, использование античной атрибутики, чёткость и лаконизм стиля, контраст цветов, жёсткий рисунок создают образ суровой борьбы, так понятный готовящимся к революции современникам. Не случайно картина воспринималась как образец преданности, самопожертвования, героизма и высокой морали.

Ж. Л. Давид. Наполеон при переходе через Сен-Бернар. 1800 г. Национальный музей, Мальмезон

Произведение отличают рациональная организованность пространства, логически ясное построение композиции. Симметричность достигается благодаря тщательно продуманному расположению героев: в центре — отец семейства, справа — скорбящие женщины, слева — сыновья. Уравновешенность композиции создаёт фигура отца с поднятой рукой, которая является вершиной и боковой линией треугольника (характерная черта композиционного построения многих произведений классицизма). Руки братьев изображают противоположную его грань. Трёхпролётная античная арка разбивает пространство картины, акцентируя внимание зрителей на трёх образных группах. Античные колонны и арки заднего плана придают композиции монументальность, а градация света и тени подчеркивает чёткость и выразительность силуэтов.

В этом произведении Давид отдал дань классицистической манере Пуссена, как и он, искавшего в Античности путь к раскрытию вечных законов прекрасного. Свой идеал античной красоты художник выразил в контрасте ритмов и жестов, в античной символике (рисунке скрещенных рук и мечей, воспринимающемся как символ величия и оправданности приносимой жертвы). Увлечение живописью Пуссена особенно сказалось в некоторой за-стылости и театральности поз отдельных героев. Например, старшего Горация, картинно откинувшегося назад и устремившего свой взор к небесам.

Ж. Л. Давид. Смерть Марата. 1 793 г. Королевские музеи изобразительных искусств, Брюссель

Трудно переоценить значение творчества этого художника. В течение длительного времени он определял основные направления в развитии художественных процессов Франции. Именно с него началось перерождение французского искусства и уход от старых, отживших принципов. С именем Давида связаны кардинальные изменения в эволюции стиля классицизма, он возглавил движение неоклассицизма и явился крупнейшим его мастером. Творчество этого художника находится уже в преддверии романтизма и чутко откликается на реалистические устремления своего времени. Давид оказал огромное влияние на формирование многих художников.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru