Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Глава 12. Неоклассицизм и академизм в живописи

К концу XVIII в. классицизм в каждой европейской стране получил специфическую форму, соответствовавшую тем или иным социальным условиям и конкретным историческим обстоятельствам. В странах Западной Европы классицизм просуществовал необычайно долго, по меньшей мере два с половиной столетия, а затем, видоизменяясь, проявил себя в неоклассических течениях XIX—XX вв. Распространявшиеся идеи Просвещения нашли своё выражение в стиле, получившем название «неоклассицизм» («новый классицизм»). В недрах классицизма зарождалось новое направление — романтизм.

Строгое следование классическим формам, сюжетам и образам на историческую, мифологическую и библейскую тематику обусловило расцвет академизма (фр. academisme) — художественного направления, связанного с деятельностью академий художеств. Главное содержание академического искусства составляло прославление господствующего строя и правящей власти, а потому предпочтение отдавалось монументальным формам и идеализации изображаемого. Строго регламентированная система обучения требовала точного воспроизведения «идеальной красоты», соответствующей заданным классическим образцам.

Однако по мере появления новых направлений в искусстве академизм с его неизменными нормами и классическим пониманием прекрасного начал вступать в противоречие, а затем и в открытый конфликт с новыми эстетическими воззрениями. Академическая система, некогда сыгравшая положительную роль в профессиональном обучении талантливых художников, превратилась в метод, оторванный от жизни и общественной практики. Постепенно академизм и вовсе утратил возможность влиять на развитие художественного творчества.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru