Какие архитекторы составили цвет и славу русской архитектуры XVIII — первой четверти XIX в.?
Как воплощён «строгий, стройный вид» Петербурга в выдающихся памятниках архитектуры XVIII — начала XIX в.? Кто и как создавал архитектурный облик новой российской столицы?
Какую роль сыграли В. И. Баженов и М. Ф. Казаков в создании архитектурного облика Москвы XVIII в.? Что общего и в чём различия их творческой манеры?
Исследователь Д. Е. Аркин писал, что «Баженов не только поднял русскую архитектуру до высоты европейского мастерства, но и внёс в неё глубоко самостоятельные черты, в которых мы одновременно читаем синтез старого и искания нового. Он явился для русской архитектуры поистине её Ломоносовым». В чём именно выразился этот «синтез старого и искания нового» в творчестве великого архитектора? Какие открытия, равные по значению Ломоносову, ему удалось осуществить в своём творчестве? Как вы думаете, что дало основания для такого сравнения?
Какой вклад в создание архитектурного облика Москвы внёс М. Ф. Казаков? Можно ли согласиться с существующим мнением, что в его творчестве прослеживается преодоление барокко, последовательное развитие классицизма и предпосылки возникновения ампира?
К. Росси. Михайловский дворец (сейчас Государственный Русский музей). 1819—1825 гг. Санкт-Петербург
Творческая мастерская
А. С. Пушкин не раз обращался к описанию столицы Российского государства. В поэме «Медный всадник» (1833) он вдохновенно говорит о «юном граде», вознёсшемся «пышно, горделиво» вдоль оживлённых берегов Невы. Какие черты воспетого поэтом города могут свидетельствовать о его принадлежности к архитектуре классицизма?
Расскажите о наиболее характерных памятниках классицизма в Санкт-Петербурге. Подготовьте заочную экскурсию о пригородах Санкт-Петербурга. Снимите любительский видеофильм об архитектурных шедеврах классицизма Санкт-Петербурга (Москвы).
Сопоставьте архитектурные ансамбли собора Святого Петра в Риме и Казанского собора в Санкт-Петербурге. Что общего и в чём различие между ними? Какие задачи своего времени решали архитекторы? Какие идеи эпохи они хотели воплотить?
Если в Петербурге классицизм проявил себя в создании градостроительных комплексов, то в Москве — в мире отдельного жилого дома, особняка, городской усадьбы. «Регулярность», управлявшая развитием Петербурга, не довлела над Москвой, где происходили процессы обновления архитектурных форм. Что представляла собой архитектура барского дома (усадьбы)? Какое выражение в ней нашли принципы классицизма?
Совершите прогулку по городу, в котором вы живёте. Если в нём имеются памятники архитектуры классицизма, попробуйте их описать, подчеркнув их принадлежность к этому стилю.
И. Старов, В. Бренна, П. Аргунов и др. Дворец в Останкино. 1792—1798 гг. Москва. Главный фасад и Голубой зал
Темы проектов, рефератов или сообщений
«История одного шедевра (на примере архитектурных памятников Москвы, Петербурга или другого города)»; «“Строгий, стройный вид” Петербурга»; «Регулярность и классический ордер в архитектуре общественных зданий Петербурга»; «“Ожерелье дворцов и парков” в пригородах Петербурга (Царское Село, Павловск, Ломоносов и др.)»; «“Архитектурный театр” В. И. Баженова»; «Жизнь и судьба В. И. Баженова»; «М. Ф. Казаков как автор классических образцов московской усадьбы»; «В мире русской усадьбы (Архангельское, Останкино и др.)»; «Черты архитектуры классицизма в провинциальных городах России — по-выбору»; «Поэтика пейзажных парков России».
Книги для дополнительного чтения
Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.
Глинка Н. И. Строгий, стройный вид... М., 1992.
Кантор А. М. Искусство XVIII века. М., 1977. (Малая история искусств).
Крюковских А. П. Дворцы Санкт-Петербурга. М., 1997.
Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1969. Т. 6.
Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В., Шакирова И. П. Культура эпохи Просвещения. М., 1996.
Павлов А. П. Храмы Санкт-Петербурга. М., 1995.
Рапацкая Л. А. Русское искусство XVIII века. М., 1995.
Санкт-Петербург. Три века архитектуры. СПб., 1999.