Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 8

Вопросы и задания

  1. Почему творчество Н. Пуссена называют вершиной классицизма в живописи? Что явилось причиной провозглашения культа этого мастера? Какой тематике и почему он отдавал предпочтение? Смогли бы вы доказать справедливость оценки французского художника Ж. Л. Давида, говорившего о Пуссене как о «бессмертном» мастере, «увековечившем на холсте самые возвышенные уроки философии»?
  2. Пуссен отмечал: «Для меня не существует мелочей, которыми можно пренебречь... Моё естество влечёт меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Какое воплощение находит этот принцип в творчестве художника? Как он соотносится с выработанной им теорией классицизма?
  3. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» — А. Ватто и Ф. Буше? В чём их различие? Можно ли назвать Буше подлинным учеником Ватто?

Н. Пуссен. Смерть Германика. 1628 г. Институт искусств, Миннеаполис

Творческая мастерская

  1. Сравните автопортреты известных вам художников с «Автопортретом» Пуссена. Что именно отличает это произведение? Можно ли утверждать, что он выполнен в классицистической манере?
  2. Познакомьтесь с картиной Пуссена «Смерть Германика», которая принесла ему известность и считается программным произведением классицизма. Какие черты художественной системы этого стиля нашли в ней отражение? Насколько правомерно высказывание о том, что «одной этой картины было бы достаточно, чтобы сохранить имя Пуссена в Вечности» (А. Фюсли)?
  3. Проведите исследование эволюции пейзажа в творчестве Пуссена. Какова его художественная роль? Как вы думаете, почему природа «как она есть» не удовлетворяла художника и он никогда не писал пейзажей с натуры? Как в его произведениях передан контраст вечного бытия природы и кратковременности человеческой жизни?

    Почему в его пейзажах всегда ощущается присутствие человека? Почему на многих картинах можно увидеть одинокие людские фигуры, вглядывающиеся в окружающее пространство? Почему нередко они выдвинуты на первый план, а их взор устремлён в глубь ландшафта?

  4. Э. Делакруа видел в Н. Пуссене «великого живописца, понимавшего в архитектуре больше, чем архитекторы». Насколько справедлива эта точка зрения? Можно ли утверждать, что архитектура чаще всего становится главным и положительным героем его произведений? Согласны ли вы с тем, что Пуссен нередко организует пространство по принципам классицистического театрального действа?
  5. Можно ли доказать справедливость слов одного из исследователей, что «в материальном искусстве Ватто чудесным образом сумел выразить то, что казалось доступным только музыке»? Так ли это? Послушайте музыку французского композитора Ф. Куперена (1668—1733). Насколько она созвучна произведениям художника, в какой мере она выразила вкус и настроения эпохи рококо?
  6. Французский просветитель Дени Дидро иронично критиковал творчество Буше: «Какие краски! Какое разнообразие! Какое богатство предметов и мыслей! У этого человека есть всё, за исключением истины... Что за свалка разнородных предметов! Чувствуешь всю её бессмысленность; и при этом нельзя оторваться от картины. Она вас притягивает, и невольно возвращаешься к ней. Это такой приятный порок, это такое неподражаемое и редкое сумасбродство. В нём столько воображения, эффекта, волшебства и лёгкости!» Какие оценки Дидро вы разделяете, а с чем не можете согласиться? Почему?

Н. Пуссен. Пейзаж с двумя нимфами. 1659 г. Музей Конде, Шантийи

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Никола Пуссен и Античность: героика сюжетов и образы»; «Художественная роль и эволюция пейзажа в творчестве Пуссена»; «Архитектурные мотивы в творчестве Пуссена»; «Предшественники и последователи Пуссена»; «Творчество Пуссена и традиции театра классицизма»; «Мастера “галантного жанра” (живопись рококо)»; «А. Ватто — живописец радости и печали»; «Мастерство колорита в произведениях А. Ватто»; «Театральность и музыкальность живописи А. Ватто»; «“Художник граций” Ф. Буше»; «Характерные особенности декоративно-прикладного искусства рококо».

Неизвестный, художник. Портрет композитора Ф. Куперена

 

Антуан Ватто. Гамма любви. 1717 г. Национальная галерея, Лондон

Книги для дополнительного чтения

  • Герман М. Ю. Ватто. М., 2001.
  • Гликман А. С. Никола Пуссен. Л.; М., 1964.
  • Даниэль С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара. СПб., 2007.
  • Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1988.
  • Кантор А. М. и др. Искусство XVIII века. М., 1977. (Малая история искусств).
  • Каптерева Т., Быков В. Искусство Франции XVII века. М., 1969.
  • Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. JL, 1971.
  • Немилова И. С. Загадки старых картин. М., 1996.
  • Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971. (Памятники мирового искусства).
  • Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV—XVII веков. М., 1994.
  • Чегодаев А. Д. Антуан Ватто. М., 1963.
  • Якимович А. К. Новое время: Искусство и культура XVII—XVIII веков. СПб., 2004.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru