Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

1.2. Эстетика барокко

Перемены в мировосприятии, сознание распада прежних основ жизни, отсутствие гармонии, путаница в понятиях породили новые эстетические принципы искусства барокко — нового художественного стиля, по-новому увидевшего и отразившего мир.

Жаргонное словечко bагоссо (причудливый, странный, вычурный), которым португальские моряки обозначали бракованные жемчужины неправильной формы, в середине XVI в. появилось и в разговорном итальянском языке, где стало синонимом всего грубого, фальшивого и неуклюжего. Возможно, эта излишняя вычурность произведений искусства, выполненных в этом стиле, была одной из причин разногласий, возникших между специалистами в оценке барокко.

Одни видели в нём «стилевое направление» в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII в. Вторые объявляли искусство барокко «извращённостью», «незнанием правил», проявлением «дурного вкуса», противоречащим гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Третьи, напротив, отмечали грандиозность, пластичность, стремление к красоте и воспринимали его как логичное продолжение традиций Возрождения. Некоторые исследователи проводили параллель между античным эллинизмом и барокко, другие усматривали его связь со средневековым искусством, тяготевшим к выражению напряжённых, почти экстатических религиозных чувств. Но как бы ни разнились оценки учёных, одно несомненно: барокко — большой самостоятельный стиль в искусстве, значительный этап в развитии мировой художественной культуры.

Ф. Б. Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754—1762 гг. Санкт-Петербург

В то же время были и общие, не вызывавшие разногласий взгляды на эстетику барокко. Они касались основных задач искусства, понимания роли и места человека в окружающем мире. Главная цель барокко — стремление удивить, вызвать изумление. Вот как об этом писал английский поэт А. Поуп (1688—1744):

        Лишь там, где полускрыта красота,
        Достигнута искусства полнота.
        Цель мастера — контрастами играть,
        Скрывать границы, взоры удивлять.

/Перевод С. Антонова/

Человек и всё многообразие действительности становятся предметом творческого осмысления в искусстве. В произведениях барокко человек выступает как личность со сложным миром чувств и переживаний, вовлечённая в бурный водоворот событий и страстей. Острая жажда жизни и наслаждений сочетается в нём почти с физическим страхом перед смертью и инстинктом самосохранения. Человек мечется между надеждой и отчаянием, на каждом шагу его подстерегают случайности и превратности судьбы, его героические поступки находятся на грани трагедии и ужаса. Он постоянно оказывается перед нравственным выбором, всё чаще к нему приходит понимание тщетности человеческого бытия, бренности человеческой жизни. Это удивительно точно выражено одним из героев У. Шекспира:

        Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр,
        Неистово шумящий на подмостках
        И через час забытый всеми; сказка
        В устах глупца, богатая словами
        И звоном фраз, но нищая значеньем.

/Перевод Т. Щепкиной-Куперник/

Ж. Ламур. Фонтан и решётки на Королевской площади (сейчас площадь Станислава) в Нанси. Франция. 1752 г.

Человека, одержимого желанием выявить и понять главные законы развития жизни, уже не могла устроить лишь констатация её сложности и противоречивости. Вот почему в произведениях барокко, с одной стороны, переданы напряжённость конфликтов, преодоление духа противоречий, раздвоенность и тревога, а с другой — стремление к возрождению гармонии в жизни. Главными темами искусства барокко становятся мучения и страдания человека, мистические аллегории, соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них, где реальность совмещается с причудливой фантазией. Для произведений барокко характерны синтез архитектуры, живописи и скульптуры, эмоциональный накал страстей, динамизм и «тревожность силуэтов», картинная зрелищность, преувеличенная пышность форм, контрасты масштабов, цвета, света и тени, изобилие и нагромождение причудливых деталей, использование неожиданных метафор.

Несмотря на ярко выраженные принципы, барокко, как искусство, не утратило связей с эстетикой Возрождения и продолжало ренессансные традиции.

Хронологически стиль барокко оформлялся почти одновременно с классицизмом, нередко вступая с ним в борьбу. Применительно к искусству термин «барокко» впервые был использован в середине XVIII в., когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений XVII в.

В России отдельные черты барокко проявились во второй половине XVII в., а его расцвет приходится на середину XVIII столетия. В большей мере влияние барокко испытала русская литература XVII в. (например, поэтическое творчество Симеона Полоцкого (1629—1680), в гораздо меньшей — архитектура и живопись.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru