Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 4

Вопросы и задания

  1. В чём вы видите непреходящее значение творчества Рембрандта в истории мировой культуры?
  2. Объясните, в чём мастерство и глубина психологических характеристик в изображении персонажей на картинах Рембрандта.
  3. Каковы особенности художественной интерпретации мифологических и библейских сюжетов в творчестве Рембрандта? Какое место в них занимают реалистическая деталь, язык символов и аллегорических ассоциаций?
  4. Сравните портреты, созданные им в разные периоды, а их с известными вам произведениями других авторов, работавших в этом жанре. Что отличает творческую манеру Рембрандта?
  5. Как вы думаете, почему именно в Голландии наиболее отчётливо проявился реалистический характер живописи? Какими произведениями вы могли бы проиллюстрировать жанровое многообразие голландской живописи?
  6. Каковы характерные особенности портретного искусства Ф. Халса? Что отличает его творчество от современников (например, Рембрандта) и портретистов предшествующих эпох?
  7. Почему Вермера называют «величайшим магом и волшебником живописи»? Какова тематика его произведений и характерные черты художественной манеры? Какое развитие получает основной мотив его произведений — человек в интерьере?

Вермер Делфтский. Служанка с кувшином молока. Ок. 1660—1661 г. Риксмузей, Амстердам

Творческая мастерская

  1. Какое воплощение в автопортретах Рембрандта находит принцип интроспекции (внимание к изображению внутреннего мира человека)? Сравните известные вам автопортреты художника.
  2. Одной из сквозных тем в творчестве Рембрандта была притча о блудном сыне. Какое художественное воплощение находит идея трагического познания жизни в его картине «Возвращение блудного сына»?
  3. Сравните «Снятие с креста» Рембрандта и Рубенса (или «Свадебный портрет с женой» Рубенса и «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта). Есть ли общие точки соприкосновения в творческом методе этих мастеров?
  4. Э. Фромантен считал, что «Рембрандт весь целиком в своих офортах. Его ум, стремления, фантазии, мечты, здравый смысл и химеры, попытки изобразить неизобразимое и открыть реальность в небытии — всё это обнаруживается в его офортах, которые позволяют предчувствовать живописца и, более того, объясняют его». Как офорты Рембрандта раскрывают его талант живописца? Сравните офорты Рембрандта и Дюрера — величайших мастеров в истории гравюры. Что отличает их творческую манеру?
  5. Что роднит творчество Рембрандта и Шекспира? Каково их отношение к проблемам рока и судьбы в жизни человека? В чём нашло выражение психологическое мастерство этих художников?
  6. Подготовьте рассказ о коллекциях произведений голландских мастеров XVII в. в собраниях отечественных музеев.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына. 1669 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Место и художественная роль реалистической детали в произведениях Рембрандта»; «Мифологические и библейские сюжеты как отражение трагедий и драм современного человека в произведениях Рембрандта»; «Рок и судьба в жизни героев Рембрандта и Шекспира»; «Жанр портрета как отражение жизни человека в творчестве Рембрандта»; «О чём размышляют старики перед лицом вечности на полотнах Рембрандта?»; «Автопортреты Рембрандта — история жизни художника», «Автопортреты Рембрандта и Дюрера (Ван Гога)»; «Эволюция портрета в творчестве Рембрандта»; «Тьма и свет как поэтические метафоры в творчестве Рембрандта»; «Офорты Рембрандта и Дюрера: особенность творческой манеры мастеров».

«Многообразие жанров голландской живописи XVII в.»; «Халс — создатель галереи типов голландского общества»; «Зеркало Природы (пейзажная живопись голландских художников)»; «Вермер Делфт-ский — величайший маг и волшебник живописи»; «Человек в интерьере как основной мотив произведений Вермера»; «Единство человека и окружающей среды в картинах Вермера».

Книги для дополнительного чтения

  • Бонафу П. Рембрандт. М., 2002.
  • Григорьев Р. Г. Рембрандт — гравёр. СПб., 2006.
  • Декарг П. Рембрандт. М., 2000. (ЖЗЛ).
  • Золотов Ю. К. Вермер Делфтский. М., 1995.
  • Кузнецов Ю. И. Голландская живопись XVII—XVIII веков в Эрмитаже. Л., 1988.
  • Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рембрандт. М., 1993. (Биографическая библиотека Ф. Павленкова).
  • Линник И. Голландская живопись XVII в. и проблемы атрибуции картин. Л., 1980.
  • Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1967. Т. 3.
  • Ройтенберг О. Гальс. М., 1957.
  • Ротенберг Е. И. Голландское искусство XVII века. М., 1972.
  • Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV—XVII веков.
  • Тарасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII века. М., 1983.
  • Федотова Е. Рембрандт. М., 2005.
  • Шмит Г. Рембрандт. М., 1998.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru