Что, на ваш взгляд, отличает музыку С. С. Прокофьева? В каких жанрах им созданы выдающиеся произведения? Что вам известно об истории создания и постановках балета «Ромео и Джульетта» и оперы «Война и мир»? В какой мере созданная им музыка раскрывает художественный мир литературных шедевров?
Какой вклад в развитие музыкальной культуры XX в. внёс Д. Д. Шостакович? Какие из его произведений вам особенно близки и интересны? Почему? Что вам известно о творческой судьбе отдельных произведений композитора?
Какие художественные открытия в мире музыкальной культуры XX в. принадлежат А. Г. Шнитке?
Творческая мастерская
Большой интерес представляет бардовская и авторская песня. Это особый музыкально-поэтический жанр городского фольклора, рассчитанный на непосредственное общение слушателей с автором. Познакомьтесь с творчеством её известных исполнителей: А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Городницкого, Н. Матвеевой, В. Долиной, Ю. Кима, В. Цоя, И. Талькова, А. Башлачёва. Как вы думаете, что важнее в авторской песне — слова или музыка? Почему в ней можно услышать живой отклик на проблемы, волнующие человека?
Подготовьте репортаж об исполнителях авторской песни.
Посмотрите один из фильмов, музыку для которого написал А. Г. Шнитке («Восхождение», реж. Л. Шепитько; «Комиссар», реж. А. Аскольдов; «Мёртвые души», «Маленькие трагедии», «Экипаж», реж. А. Митта; «Агония», реж. Э. Климов). Какую художественную роль выполняет музыка в этих кинофильмах?
Ю. Визбор
Б. Окуджава
В. Высоцкий
Темы проектов, рефератов или сообщений
«Театральность балетной музыки С. С. Прокофьева»; «Музыкальные портреты героев балетной музыки С. С. Прокофьева»; «Тема любви и её развитие в музыке балета “Ромео и Джульетта” С. С. Прокофьева»; «С. С. Прокофьев и С. М. Эйзенштейн»; «Зримая образность музыки С. С. Прокофьева»; «Прокофьев и культура Серебряного века»; «Вокальный цикл Прокофьева на стихи А. А. Ахматовой».
«Шостакович: жизнь, судьба, творчество»; «Многогранность творческого дарования Шостаковича»; «Жанровый диапазон творчества Шостаковича»; «Седьмая («Ленинградская») симфония Шостаковича — музыка борьбы и победы»; «История создания Седьмой симфонии Шостаковича»; «Особенности симфонического творчества Шостаковича»; «Новаторство и традиции в творчестве Шостаковича»; «Пушкинская тема в творчестве Шостаковича».
«Композиторы музыкального авангарда»; «Новые духовные горизонты в творчестве А. Г. Шнитке»; «Радикальное обновление музыкального языка в творчестве Шнитке»; «Творчество Шнитке и проблема сохранения духовного начала в человеке»; «Традиции и новаторство в творчестве А. Г. Шнитке».
«Феномен бардовской песни».
Книги для дополнительного чтения
Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX в. Л., 1968.
Бардовская песня: Комментированный сборник песен современных авторов / авт.-сост. Н. Е. Кутейникова. М., 1993.
Бэлза И. Ф. О музыкантах XX века. М., 1979.
Великович Э. И. Великие музыкальные имена. СПб., 2002.
Левая Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М., 1991.
Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М., 1980.
Майер К. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время. СПб., 1998.
Михеева Л. В. Жизнь Дмитрия Шостаковича. М., 1997.
Морозов С. Сергей Прокофьев. М., 1967. (ЖЗЛ).
Нейгауз Г. Дмитрий Шостакович. М., 1967.
Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. М., 1973.
Прокофьев о Прокофьеве: Статьи и интервью. М., 1991.
Розинер Ф. Я. Токката жизни: С. Прокофьев. М., 1978.
Савкина Н. П. Сергей Сергеевич Прокофьев. М., 1981.
Сергей Сергеевич Прокофьев. Книга для школьников / сост. О. О. Очаковская. М., 1990.
Третьякова Л. С. Дмитрий Шостакович. М., 1976.
Холопова В. Н., Чигарёва Е. И. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. М., 1990.