Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

28.3. Музыкальный авангард А. Г. Шнитке

Заметным явлением отечественной музыкальной культуры стал музыкальный авангард, возникший на рубеже I960— 1970-х гг. Его талантливыми представителями являются А. Г. Шнитке (1934—1998), С. А. Губайдулина (р. 1931), Э. В. Денисов (1929—1996). Творчество каждого из них — это новаторский поиск, смелость и оригинальность в решении музыкальных тем, эмоциональность исполнительской манеры.

Альфред Гарриевич Шнитке — крупнейший композитор XX в., яркий представитель русского музыкального авангарда, в полной мере доказавший универсальность мировой культуры. Творчеству Шнитке всегда были присущи ярко выраженная философская направленность, обращение к важнейшим духовным проблемам человечества, масштабность мышления и яркая эмоциональная выразительность. Его музыка предлагала слушателям задуматься о смысле жизни и преодолении смерти, об извечном противостоянии добра и зла, силе человеческого страдания и веры. В его сочинениях всегда угадывался человек с его чутким и обострённым отношением к миру, к его прошлому и настоящему.

Каждое произведение композитора являлось отражением глубокого внутреннего убеждения, выраженного в этих словах, полных гуманистического смысла:

    «Для меня нет ощущения фатальности зла даже в самой страшной ситуации. Его нет, потому что остаётся неизменной всегда проявляющаяся в человеке некая добрая суть».

А. Г. Шнитке

Пожалуй, ни один композитор не осуществлял в своей практике такой грандиозный эксперимент с прошлым, какой проводил Шнитке. Обладая уникальной способностью мыслить категориями далёкого прошлого и одновременно опережая время, он заглядывал в будущее. В произведениях он смело соединял классические традиции и современную композиторскую технику. Не случайно он говорил, что «музыка — это подслушанные крики времени» и что на самом деле он музыку не пишет, а только «улавливает» «чужие» мелодии и интонации.

А. Г. Шнитке принадлежит заслуга в создании универсального композиторского метода полистилистики — соединения в одном произведении элементов разных стилей. «Игра» чужими стилями, цитирование, коллаж, намёк становятся основой художественной концепции большинства его сочинений. Композитор смело вводит в свои произведения элементы чужой музыки (например, Моцарта, Э. Грига, духовных песнопений, маршей И. О. Дунаевского). Всё это придаёт его произведениям интернациональный характер, делает музыку доступной и понятной слушателям различных стран и континентов.

    «Вообще, самое замечательное в Шнитке — это всеобъемлющий, всеохватывающий гений. Шнитке использует всё, что было выдумано до него, использует как палитру, как краски» (М. Ростропович).

Так, в Первой симфонии (1972) дана широчайшая панорама музыки многих стилей, жанров и направлений. В одном произведении представлена музыка классическая, авангардная, древние хоралы, вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши и джаз.

А. Шнитке (справа) и альтист Ю. Тканов. 1992 г.

Шнитке успешно работал почти во всех традиционных жанрах — от опер и симфоний до музыки к кинофильмам. Каталог его произведений включает более 70 наименований. Среди них есть оперы, музыка к балетам, симфонии, концерты для солирующих инструментов с оркестром, вокальные и хоровые сочинения. Особое место в его творчестве занимает духовная музыка, в которой он использует традиции различных христианских конфессий. Шнитке является автором музыки к десяткам игровых, документальных и мультипликационных фильмов, созданных известными режиссёрами, а также музыки к драматическим спектаклям для МХАТ и Театра на Таганке в Москве.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru