Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

28.2. Творческие искания Д. Д. Шостаковича

Среди композиторов советской эпохи творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906—1975) во многом определяет классическое направление в русской музыке XX в. Написанная девятнадцатилетним выпускником Ленинградской консерватории Первая симфония (1926) поразила слушателей оптимизмом и свежестью звучания. Она сразу же вошла в репертуар отечественных и зарубежных оркестров.

За полувековой период творчества к Первой симфонии прибавятся ещё четырнадцать. Шостакович создавал произведения почти во всех музыкальных жанрах: пятнадцать квартетов, две оперы («Нос» и «Леди Макбет Мцен-ского уезда»), три балета («Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей»), шесть инструментальных концертов, циклы романсов, сборники фортепианных прелюдий и фуг, кантаты, оратория («Песнь о лесах»), музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям.

Большую известность композитору принесла постановка оперы «Нос» (1927—1928) по повести Н. В. Гоголя. В музыке перед изумлённой публикой разворачивалось «невероятное происшествие» с носом майора Ковалёва. Сатирический строй гоголевской повести, казалось, подсказывал композитору новый путь, в корне ломавший традиции оперного искусства. Всё в ней было на грани шаржа и гротеска, всё поворачивалось вспять, выворачивалось наизнанку. Вместо привычного пения слышалась судорожная скороговорка, нестройный ансамбль из восьми дворников перебивал и не слышал друг друга. В фантастическое действие оказались втянутыми полицейские, цирюльник, персидский принц, бублики и зонтики... Весёлые канканы сменяли галопы и польки. Возбуждённо сопел хор зевак.

Д. Д. Шостакович. Фото

Несмотря на то что опера воспроизводила события гоголевской России XIX в., в ней легко угадывалась сатира на мещанский быт советского времени. Премьера состоялась в январе 1930 г. Кинорежиссёр Г. М. Козинцев (1905—1973) отмечал:

    «Под залихватские галопы и ухарские польки вертелись, крутились декорации В. Дмитриева: гоголевская фантасмагория стала звуком и цветом... Бушевал гоголевский гротеск: что здесь было фарсом, что пророчеством?

    Невероятные оркестровые сочетания, тексты, немыслимые для пения... непривычные ритмы... освоение всего того, что прежде казалось антипоэтичным, антимузыкальным, вульгарным, а было на деле живой интонацией, пародией — борьбой с условностью... Это был очень весёлый спектакль».

Опера «Нос» выдержала шестнадцать представлений за два года, после чего надолго исчезла со сцены.

Совсем иначе сложилась судьба второй оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», 1930—1932) по одноимённой повести Н. С. Лескова. Но теперь это была уже не пародия на оперу, а высокая трагедия с множеством гротесковых и сатирических сцен. Главная героиня, Катерина Измайлова, пройдя через труднейшие испытания, бросала вызов окружающей жизни.

Солдат, покупающий билет в Большой зал филармонии на исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Д. Д. Шостаковича в Москве в 1942 г.

Опера была тепло принята публикой, но в январе 1936 г. газета «Правда» опубликовала анонимную статью «Сумбур вместо музыки», в которой против композитора выдвигались обвинения в «крайнем формализме», «грубом натурализме» и «мелодическом убожестве». Спустя несколько дней появилась вторая заказная статья «Балетная фальшь», направленная против музыки к балету «Светлый ручей». На этот раз Шостаковичу вменяли в вину «кукольное изображение жизни» и «формалистический подход к фольклору». Оперу и балет незамедлительно сняли с репертуара. Против композитора была развёрнута беспрецедентная травля. У него надолго была отнята возможность сочинять то, что он хотел. Немногие тогда могли смело протянуть руку помощи опальному композитору. Среди них была А. А. Ахматова, посвятившая ему эти строки стихотворения « Музыка »:

        В ней что-то чудотворное горит,
        И на глазах её края гранятся,
        Она одна со мною говорит,
        Когда другие подойти боятся.

        Когда последний друг отвёл глаза,
        Она была со мной в моей могиле.
        И пела, словно первая гроза
        Иль будто все цветы заговорили.

В конце 1930-х гг. Шостакович обратился к инструментальной и симфонической музыке. Одним из крупнейших произведений этого времени стала Пятая симфония (1937), которую многие назвали «оптимистической трагедией» композитора. Это была симфония-монолог, искренне рассказывавшая о трудных поисках жизненного пути. В ней часто звучали монологи солирующих инструментов: флейты, скрипки, арфы и челесты. Произведение было единодушно признано одной из вершин русского и мирового симфонизма.

Т. Салахов. Портрет Дмитрия Шостаковича. 1974—1976 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Всемирную известность Шостаковичу принесла знаменитая Седьмая («Ленинградская») симфония, впервые исполненная в осаждённом Ленинграде.

Большой интерес представляет камерная и вокальная музыка Шостаковича. По силе мастерства и выразительности его струнные квартеты не уступали лучшим симфониям. В вокальных циклах он обращался к поэтическому творчеству Микеланджело, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Ахматовой, А. Блока, М. Цветаевой, Саши Чёрного, японских, испанских и французских поэтов.

Особое место в творчестве композитора занимала музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям. Ещё в послереволюционном Петрограде Шостакович работал тапёром в маленьких кинозалах, импровизируя на фортепиано во время демонстрации немых кинолент. Когда с 1928 г. начинается эра киномузыки, он с удовольствием приходит в кинематограф, где создаёт ряд блестящих музыкальных произведений к фильмам: «Трилогия о Максиме», «Иван Мичурин», «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», «Падение Берлина», «Овод», «Гамлет», «Король Лир». Песня из кинофильма «Встречный» («Нас утро встречает прохладой...») сразу же полюбилась слушателям. После Великой Отечественной войны она была принята в качестве официального гимна ООН. Музыку для кино Шостакович никогда не рассматривал как украшение фильма. Напротив, она была важнейшим средством раскрытия внутреннего смысла экранного действия.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru