Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

28. 1. Музыкальный мир С. С. Прокофьева

В 1937 г. известный композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) занёс эти слова в свою записную книжку:

    «Сейчас не те времена, когда музыка писалась для крошечного кружка эстетов. Сейчас огромные толпы народа стали лицом к лицу с серьёзной музыкой и вопросительно ждут. Композиторы, отнеситесь внимательно к этому моменту: если вы оттолкнёте эти толпы, они уйдут... если же вы их удержите, то получится такая аудитория, какой не было нигде и ни в какие времена...»

Действительно, советская эпоха выдвинула перед композиторами вполне определённые задачи. Творчество, ориентированное на широкие массы слушателей, должно было отвечать духу своего времени. Несмотря на явно выраженное стремление совместить творчество с идеологией советского государства, С. С. Прокофьев, лауреат шести (!) Сталинских премий, всегда оставался самим собой, человеком твёрдого и независимого характера.

П. П. Кончаловский. Портрет С. С. Прокофьева. 1934 г.

Его творческий путь в музыке начинался так: заканчивая в 1914 г. Петербургскую консерваторию, он решил сыграть перед экзаменационной комиссией свой собственный Первый концерт. Музыка захватила слушателей, и Прокофьев получил диплом с отличием и премию имени А. Г. Рубинштейна (великолепный рояль в подарок). Он никогда никому не подражал, хотя у него были свои любимые композиторы и учителя. Нисколько, например, не смутило Прокофьева то, как плохо был воспринят слушателями его Второй фортепианный концерт.

Восемь опер, семь балетов, семь симфоний и семь концертов, большое количество камерных, фортепианных и вокальных произведений, музыка к кинофильмам — таков путь С. С. Прокофьева в музыке.

Одним из шедевров композитора стал балет «Ромео и Джульетта» (1936). Трагедия Шекспира в балете?.. Не слишком ли смелое решение? Идея создания балета многим показалась обречённой на неудачу, но Прокофьев был уже всецело во власти Шекспира: безудержная фантазия рождала первые музыкальные темы; обсуждались детали сценария и драматургия будущего произведения. Когда всё было готово, то вместо общепринятых сольных танцев, дуэтов, трио, адажио и вальсов в партитуре значились непривычные для слуха названия: «Ромео», «Приказ герцога», «Джульетта-девочка», «Тибальд бьётся с Меркуцио», «Ромео и Джульетта перед разлукой»... Но как танцевать это? Всё было неожиданно и непривычно. Далеко не сразу было принято решение ставить спектакль. Композитор наотрез отказывался переделывать что-либо.

Сцена из балета C. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»

Премьера состоялась в Ленинграде в 1940 г. в знаменитом Кировском (сейчас Мариинском) театре. Главную партию в спектакле исполняла несравненная Г. С. Уланова. Музыка очень точно передавала драматизм происходящих событий, чувства и переживания героев. Вдохновенный и поэтичный образ юной Джульетты потрясал публику до слёз. Вот она, вся покорность и послушание, танцует на балу с Парисом, будущим женихом. Трогательно-лирична и нежна Джульетта в любовных сценах... Мелодии льются неспешно и плавно, они как будто светятся, дышат... Вот она решается выпить смертельный напиток... Скорбные предчувствия, страх и неугасимая любовь придают Джульетте силы совершить этот роковой шаг.

Прекрасны были и массовые сцены балета. В них автор сумел передать шумную энергию весёлой уличной толпы, чопорность в танцах знати на балу у Капулетти, изящество чуть замедленного танца девушек с лилиями у постели заснувшей Джульетты. Через жест, мимику, походку и манеру двигаться композитор блестяще передал суть характеров каждого из героев. Балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» до сих пор остаётся в репертуаре многих театров мира.

Среди оперных произведений композитора следует выделить оперу «Война и мир», над которой он работал больше, чем над каким-либо другим произведением. На протяжении нескольких лет (с 1943 по 1952 г.) он вновь и вновь возвращался к ней, вносил коррективы в драматургию, дописывал, изменял или исключал эпизоды. Невероятной казалась сама задача соотнесения оперы с литературным первоисточником. Более того, по замыслу автора, в ней должен был звучать... подлинный текст романа Л. Н. Толстого...

Сцена из оперы С. С. Прокофьева «Война и мир»

Первая редакция спектакля была рассчитана на два вечера, но впоследствии опера приобрела привычные жанровые рамки оперных спектаклей. Более шестидесяти (!) персонажей, не считая массовки — гостей на балу, солдат, крестьян и партизан...

Лучшие картины оперы — это первый бал Наташи Ростовой, в котором звучит удивительный по красоте вальс, передающий наивное очарование и изящную грацию юной девушки; это сцены в Отрадном и встреча Наташи со смертельно раненным Андреем Болконским в Мытищах.

Прокофьев уделял большое внимание народным и героическим темам в опере, особенно образу народного полководца М. И. Кутузова. Его замечательная ария «Бесподобный народ!», напоминающая распевы народных песен, придавала действию эпический размах и величие.

Заметное место в творчестве Прокофьева занимает музыка к кинофильмам, например С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1942—1945).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru