К. С. Станиславский писал: «“Система” — не “поваренная книга”: понадобилось такое-то блюдо, посмотрел оглавление, открыл страницу — и готово. Нет. Это целая культура, на которой надо расти...» Какую культуру театрального искусства имел в виду К. С. Станиславский? Чем была вызвана необходимость его реформирования на рубеже XIX—XX вв.?
К. С. Станиславский не раз призывал помнить, что театр живёт не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а «идеями драматурга». Как вы считаете, о каких идеях режиссёрской драматургии идёт речь? В чём заключались главные художественные принципы его «системы»?
Какое значение в развитии театрального искусства XX в. имел «эпический театр» Бертольда Брехта? В чём заключались его главные открытия и отличия от драматического театра? Какое значение они имели для дальнейшего развития театрального искусства?
Творческая мастерская
Познакомьтесь с принципами, определившими задачи Московского Художественного театра, сформулированными К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко во время их исторической встречи в «Славянском базаре»:
нет маленьких ролей, есть маленькие артисты;
сегодня — Гамлет, завтра — статист, но в качестве статиста он должен быть артистом;
поэт, артист, художник, портной, рабочий — служат одной цели, поставленной поэтом в основу пьесы;
театр начинается с вешалки;
всякое нарушение творческой жизни театра — преступление;
опоздания, лень, каприз, истерия, дурной характер, незнание роли, необходимость дважды повторять одно и то же — одинаково вредны для дела, и их необходимо искоренять.
Как вы могли бы их прокомментировать? Какие элементы системы Станиславского вы используете в собственной жизни? В каких случаях?
Почему именно в XX в. возникла острая необходимость стирания граней между актёром и зрителем? Какие виды искусства повлияли на развитие театра XX в.?
Прочтите одну из пьес Б. Брехта и сделайте на неё рецензию. Подготовьте его творческий портрет как драматурга и режиссёра. Посмотрите одну из его театральных постановок. Каковы ваши зрительские впечатления?
Темы проектов, рефератов или сообщений
«Поиск новых форм общения с аудиторией в театре XX в.»; «Реформаторы русской театральной сцены»; «Реформа режиссёрского искусства»; «Поиски законов сценического действия»; «Особенности выстраивания сценического действия»; «Основные типы актёрской игры в системе Станиславского»; «Чувство правды и вера в происходящее на сцене (на материале постановок в МХТ)»; «История МХАТ»; «Развитие традиций режиссёрского театра на современной сцене»; «Литературное наследие Станиславского (на материале книги «Моя жизнь в искусстве»)»; «Заочная экскурсия в музей истории МХАТ».
«“Эпический театр” Б. Брехта и его задачи»; «Особенности игры актёра в “эпическом театре” Брехта»; «Зонги и их художественная роль в театральных постановках»; «Особенности композиционного решения драматургии Б. Брехта»; «Б. Брехт и М. Горький: опыт сравнительного анализа»; «Тема войны и мира в творчестве Б. Брехта».
Книги для дополнительного чтения
Альтшуллер А. Я. Пять рассказов о знаменитых актёрах. Л., 1985.
Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1988.
Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Д. Р. Брауна. М., 1999.
Искусство: энциклопедия для детей «Аванта+». М., 2000. Т. 7. Ч. 3.
История зарубежного театра / отв. ред. Л. И. Гительман. СПб., 2005.
Любомудров М. Н. Противостояние. Театр, век XX: Традиции — авангард. М., 1991.
Назарова В. Ганс Эйслер. Бертольд Брехт. Творческое содружество. Л., 1980.
Немирович-Данченко В. И. Из прошлого. (Любое издание).
Немирович-Данченко В. И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. М., 1980.
Полякова Е. Станиславский. М., 1977.
Радищева О. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений. В 2 т. М., 1999.
Русский драматический театр. М., 1976.
Станиславский К. С. Альбом из серии «Человек. События. Время». М., 1986.
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1980.
Топорков В. О. Станиславский на репетиции. М., 2001.
Фрадкин И. Бертольд Брехт: путь и метод. М., 1965.