Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 25

Вопросы и задания

  1. Какие принципы архитектуры конструктивизма воплощал в своём творчестве Ле Корбюзье? Что отличает его градостроительные проекты? Удалось ли ему осуществить «социальную миссию» архитектуры, создать для человека «благодатную и жизнерадостную картину»?
  2. Башня В. Е. Татлина — памятник III Интернационала — до сих пор не утратила своей актуальности и поражает смелостью архитектурных и художественных решений. В чём заключаются главные открытия автора? В чём проявилась универсальность его взглядов? Насколько утопичными вам представляются идеи великого мечтателя? В чём причина их забвения и последующего возрождения в искусстве мировой архитектуры? Сравните образцы архитектурного конструктивизма в творчестве Ле Корбюзье и В. Е. Татлина.
  3. Неосуществлённые идеи В. Е. Татлина позднее использовались во многих современных сооружениях, например; зданиях правительственного комплекса столицы Бразилии (г. Бразилия — арх. О. Нимейер), конструкциях Центра им. Ж. Помпиду в Париже (арх. Р. Роджерс, Р. Пиано), здании Музея современного искусства Гуггенхейма в Нью-Йорке (арх. Ф. Л. Райт), Оперном театре в Сиднее (арх. Й. Утцон). Насколько правомерно утверждение, что башня Татлина стала образцом, стимулирующим творческую мысль современных архитекторов? В чём вы видите реальное воплощение идей В. Е. Татлина? Поясните свой ответ.
  4. Историк искусства архитектуры П. Наттгенс писал о вилле «Над водопадом»: «Райт создал ярчайший пример рукотворного сооружения, дополняющего природу». В чём и как оно «дополнило природу»? Какое воплощение в его архитектурном облике нашёл «стиль прерий»? Как в произведениях Райта воплотилась извечная мечта о жизни человека среди нетронутой природы? Можно ли говорить о влиянии Гауди на творчество Ф. Л. Райта?
  5. В одном из интервью О. Нимейер говорил: «Главное в архитектуре — чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею». В чем новизна архитектуры О. Нимейера? Способна ли она взволновать душу человека и одновременно быть полезной для него?

Р. Роджерс, Р. Пиано. Центр им. Ж. Помпиду. 1977 г. Париж

Творческая мастерская

  1. Дайте сравнительную характеристику известного вам здания модерна и конструктивизма. В какой мере они отвечают главным критериям архитектуры: пользе, прочности и красоте? В каком здании предпочли бы жить лично вы? Почему?
  2. Ле Корбюзье сформулировал пять основных принципов новой архитектуры: дом на столбах для усиления связи с пространством окружающей среды; свободная планировка, которая позволяет изменять и корректировать функциональные процессы; свободное построение фасада для более широких композиционных решений; с учётом зрительного восприятия предлагается горизонтально-ленточная форма окон; плоская крыша для увеличения полезной площади, где можно размещать сады. Какое отражение в сооружениях Ле Корбюзье нашли эти принципы архитектуры?
  3. Рассмотрите изображение капеллы в Роншане Ле Корбюзье. Какие новые технологии были применены в её сооружении? Какими художественными средствами автор добивается впечатления монументальности её архитектурного облика? Сравните это произведение с известными вам традиционными культовыми постройками. Что их отличает?
  4. Идея В. Е. Татлина о создании башни III Интернационала может быть расмотрена в свете высотного строительства в различные исторические эпохи (пирамиды Древнего Египта и доколумбовой Америки, зиккураты Месопотамии, инженерные и культовые сооружения Античности, Средневековья и Древнего Востока). Какие задачи ставили перед собой их создатели? Как воплощали в них главные идеи своей исторической эпохи?
  5. В здании Музея современного искусства Гуггенхейма в Нью-Йорке, выполненного по проекту Ф. Л. Райта, историк архитектуры Д. С. Керл видел «поразительное упражнение в формальной геометрии», но никак не здание, предназначенное для рассматривания произведений искусства. Другие воспринимали его как массивную скульптуру. Как вы думаете, какие основания были для подобных оценок?
  6. Творчество О. Нимейера испытывало сильное влияние Jle Корбюзье, однако он сумел выработать собственный стиль. Чем можно объяснить тот факт, что некоторые критики называют архитектурные сооружения Нимейера скульптурами, а его самого «скульптором-монументалистом»? Правомерно ли это, с вашей точки зрения?

Ле Корбюзье. Капелла в Роншане. 1950—1956 гг.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Развитие новых архитектурных идей Ле Корбюзье»; «Основные принципы архитектуры и их воплощение в творчестве Ле Корбюзье»; «Особенности городских ансамблей Ле Корбюзье»; «Ле Корбюзье — архитектор будущего»; «“Всемирный стиль” Ле Корбюзье».

«Архитектурный конструктивизм одного из городов России»; «Творческие поиски архитекторов-конструктивистов 1920—1930-х гг.»; «Выразительные возможности произведений Татлина»; «Художественные идеи Татлина и их реальное воплощение в произведениях современной архитектуры»; «Значение Татлина в развитии искусства дизайна и архитектуры»; «Вавилонская башня и башня III Интернационала Татлина: утопия или реальность замысла».

«Идеи “органической архитектуры” и их образное воплощение в произведениях Ф. Л. Райта»; «Архитектурные фантазии Ф. Л. Райта»; «“Прерийный стиль” и его воплощение в сооружениях Ф. Л. Райта»; «В чём оригинальность архитектурного решения Музея современного искусства Гуггенхейма? ».

«Проблема образной выразительности в творчестве О. Нимейера»; «“Поэзия формы” О. Нимейера»; «Особенности культовой архитектуры»; «Мечта об “идеальном городе” и её воплощение в творчестве (на примере г. Бразилия)»; «Творения Ле Корбюзье и О. Нимейера: опыт сравнительного анализа»; «Творчество О. Нимейера: новизна архитектурных решений или отказ от классических традиций».

Книги для дополнительного чтения

  • Буссальи М. Понимать архитектуру. М., 2003.
  • Иконников А. В. Зарубежная архитектура: От «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.
  • Лe Корбюзье. Архитектура XX века / под ред. К. Т. Топуридзе. М., 1970.
  • Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура. Конец XIX — XX в. М., 1972.
  • Полевой В. М. Искусство XX века. 1901 —1945 (Малая история искусств). М., 1991.
  • Уоткин Д. История западноевропейской архитектуры. М., 1999. Френч X. История архитектуры. М., 2003.
  • 1001 здание, которое нужно увидеть. М., 2008.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru