Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 24

Вопросы и задания

  1. Какие художественно-эстетические задачи ставили перед собой живописцы «Голубой розы» и «Бубнового валета»? Каковы тематика и особенности художественного решения их произведений? Насколько правомерно рассматривать эти творческие объединения в рамках модерна или символизма? Что общего и в чём различие между ними?
  2. Почему В. В. Кандинского считают основоположником абстракционизма в изобразительном искусстве? В чём заключались его главные художественные открытия? Какое отражение они нашли в его произведениях? Почему он приходит к убеждению, что «предметность вредна его картинам»? Чем можно объяснить его отказ от прежних методов творчества?
  3. Какой смысл вкладывал К. Малевич в понятие «супрематизм»? Почему картину «Чёрный квадрат» считают высшим достижением художника? Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Какое отражение в ней нашли художественные взгляды автора? В чём выразился его выход «за пределы вещей» и стремление передать «цвет времени» в этом полотне?
  4. П. Филонов писал: «Творить — значит уметь делать, а делать можно, только точно зная, что ты хочешь делать в каждом атоме делаемой картины, в процессе работы опираться только на свою аналитическую силу и на точную науку». Могли бы вы прокомментировать это высказывание художника? Насколько точно оно отражает его творческий метод? Какую роль для развития живописи имела созданная им теория «аналитического искусства»? Какое впечатление произвело на вас знакомство с произведениями художника?
  5. Почему скульптурная композиция В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» воспринимается как символ эпохи советского государства, эталон произведения социалистического реализма? Какие художественные особенности этого памятника вы могли бы отметить? Почему?

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь с натюрмортами И. И. Машкова и П. П. Кончаловского. Попробуйте доказать справедливость оценки известного критика и историка искусства А. Н. Бенуа, который говорил: «Я не знаю в современной западной живописи чего-либо более здорового, свежего, простого и в то же время декоративного, нежели их натюрморты... Эти сочные груды написанных с величайшим мастерством яств и предметов домашнего обихода полны самого подлинного художественного вкуса».
  2. Говорят, что картины В. В. Кандинского рождают эмоциональную музыку. Так ли это, на ваш взгляд? Всмотритесь в его «Композицию VI». Какие мысли и чувства она рождает в вашей душе? Почему? Открылся ли вам сокровенный смысл художника?
  3. В 1910-е гг. любимой темой К. Малевича стало изображение крестьянского труда. Что выделяет эти полотна из ряда известных вам произведений на ту же тематику? Повлиял ли кубизм на творческий метод их автора?
  4. Насколько оправдано утверждение, связанное с влиянием древнерусской иконописи на творчество П. Филонова? Правомерно ли выявление традиций русского лубка в его произведениях? Можно ли назвать его творчество своеобразной данью примитивизму в живописи? Поясните свой ответ.
  5. Сравните скульптурную композицию В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» с известными вам произведениями других авторов (например, «Никой Самофракийской», памятниками Петру I Э. Фаль-коне, Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому И. П. Мартоса и др.). В чём выразился новаторский дух этого произведения? Какие традиции известных мастеров нашли в нём своё творческое воплощение?
  6. Рассмотрите картины С. В. Герасимова «Мать партизана» (см. с. 303) и Б. М. Неменского «Мать». Как в них переданы чувства простых русских женщин? Как вы думаете, почему не только о смертельных схватках с врагом, но и о нелёгкой судьбе женщины-матери стремились рассказать многие художники военного поколения?

Б. М. Неменский. Мать. 1945 г. Государственная Третьяков ская галерея, Москва

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Обновление изобразительного языка и расширение круга интересов в искусстве начала XX в.»; «Смешение мечты и реальности в произведениях художников “Голубой розы”»; «Мир сюжетов и образов в творчестве художников “Голубой розы”»; «Влияние древнерусского и народного искусства на творчество художников “Бубнового валета”»; «Художники “Бубнового валета”: между Сезанном и авангардом»; «Портрет и натюрморт в живописи “Бубнового валета”»; «Натюрморты Машкова как пример гиперболизма и гротеска в искусстве ».

«Рождение и истоки русского авангарда»; «Абстракционизм как особый способ видения мира в искусстве»; «Художественный смысл цветовой палитры Кандинского»; «Роль музыки и цвета в абстрактной живописи Кандинского»; «Идея синтеза искусств и её художественное воплощение в произведениях Кандинского»; «Художественное решение пространства в произведениях Кандинского»; «Литературное наследие Кандинского».

«Картина “Чёрный квадрат” К. Малевича как гениальное претворение идеи супрематизма в искусстве»; «Геометрическая форма и космизм в “беспредметных” произведениях К. Малевича»; «Творческие поиски пластической и цветовой выразительности К. Малевича»; «“Крестьянский примитивизм” в творчестве К. Малевича».

«Влияние древнерусской иконописи на творчество П. Филонова»; «Особенности трактовки крестьянской темы в работах П. Филонова и К. Малевича»; «Психологическое мастерство в изображении жизни большого города у П. Филонова»; «Влияние кубофутуризма на творчество П. Филонова»; «Картины П. Филонова в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге».

«Влияние Октябрьской революции 1917 г. на развитие изобразительного искусства»; «Искусство и политика: осуществление плана монументальной пропаганды»; «Принципы социалистического реализма и их воплощение в произведениях изобразительного искусства»; «Реалистическое и психологическое мастерство С. Д. Лебедевой в создании скульптурного портрета»; «Историко-революционная тема в творчестве А. А. Дейнеки»; «Развитие традиций и новаторство в создании скульптурной группы В. И. Мухиной “Рабочий и колхозница”»; «Советское изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны»; «Военно-патриотическая тема в творчестве А. А. Дейнеки (С. В. Герасимова, А. А. Пластова, Б. М. Неменского и других авторов — по выбору)».

Книги для дополнительного чтения

  • Алленов М. М. Илья Иванович Машков. Л., 1973.
  • Алпатов М. В. П. В. Кузнецов. М., 1972.
  • Башинская И. А. В. И. Мухина. Л., 1987.
  • Воронов Н. В., Короткая Е. Н. Жизнь и судьба скульптора Мухиной. М., 1989.
  • Воронов Н. В. «Рабочий и колхозница». М., 1990
  • Кандинский В. В. Ступени. О духовном в искусстве. (Любое издание).
  • Ковтун Е. Ф. Русский авангард 1920—1930-х годов. СПб., 1999.
  • Малевич К. С. От кубизма и футуризма к супрематизму. Супрематизм. Мир как беспредметность. (Любое издание).
  • Мислер Н., Боупт Дж. Филонов: Аналитическое искусство. М., 1990.
  • Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX — начала XX века. М., 1991.
  • Полевой В. М. Искусство XX века. 1901 —1945. М., 1991. (Малая история искусств).
  • Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. М., 2001.
  • Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. М., 1994.
  • Сарабьянов Д. В., Шатских А. С. Казимир Малевич: Живопись. Теория. М., 1993.
  • Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. М., 1999.
  • Суздалев П. К. В. И. Мухина. М., 1981.
  • Филонов П. Н. Идеология аналитического искусства. (Любое издание).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru