Учебник МХК для 10 класса

Мировая художественная культура

       

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений

        То, что глубоко посадил, нельзя выдернуть.
        То, что крепко обхватил, трудно отнять.
        Поэтому нельзя положить конец ритуальным
        подношениям сыновей и внуков своим предкам.

        /Лао Цзы/

        Где вы, о древние народы!
        Ваш мир был храмом всех богов,
        Вы книгуМатери-природы
        Читали ясно без очков.

        /Ф.И. Тютчев/

Исследователи установили, что истоки художественной культуры Китая, как и многих других восточных цивилизаций, уходят в глубокую древность, в IV тыс. до н. э. За многовековую историю китайский народ не утерял самобытности, а китайское искусство сохранило неповторимый колорит древних традиций, которые со временем превратились в канонизированные представления о жанрах, формах, символах художественного творчества. Конечно, каждая эпоха не могла не привнести в зодчество, живопись, поэзию, музыку, декоративно-прикладное искусство новые черты. Однако «то, что глубоко посадил, нельзя выдернуть», и китайские мастера всегда «оглядывались в прошлое», видели в мудрости ушедших поколений прочную основу для своего вдохновенья.

Яркая красочность образного мира китайского искусства, глубина его выразительной символики, философская утонченность стиля не имеют аналогий в европейском и русском художественном творчестве. Рассматривая художественную культуру Китая как единое целое, в ней выделяют два основных исторических пласта: художественную культуру древности, охватывающую огромный промежуток времени — с IV тыс. до н. э. до III в. н. э., и художественную культуру средневекового Китая — IV—XIX вв.

Знакомясь с художественным наследием этих периодов, попытаемся понять, как сложилось своеобразие китайского искусства и в чем заключается главный смысл его прекрасных памятников.

Испокон веков жизнь Поднебесной империи, или Срединной земли (так называли в древности Китай его жители), была тесно связана с земледелием. И первые художественные образы китайской мифологии тоже исполнены чувства поклонения земле, заботы о плодородии.

В самых древних преданиях окружающий людей мир природы полон страшных чудовищ. Например, один из мифов знакомит нас с таким образом бога земли:

        Царь земли Тубо, свернувшись в девять колец,
        С рогами острыми-преострыми,
        Спиной горбатой и кривыми когтями,
        Людей преследует он, быстроногий,
        Трехглазый, с тигриной головой,
        И телом он быку подобен...

С течением времени в китайской мифологии безобразные и кровожадные языческие боги, управляющие течением жизни, уступили место совершенно иным образам — картинам идеально устроенного, упорядоченного мироздания. Трудолюбивые и практичные китайцы представили Вселенную логично и достаточно просто — в виде гармонии двух начал. Первое начало «инь» — земное, женское, темное; второе — «ян» — небесное, мужское, светлое. Матерью-прародительницей считалась земля, отцом же было небо, дающее тепло и воду для жизни.

Китайская мифология богата и разнообразна по темам и сюжетам. Но за всей ее многогранностью важно увидеть и понять главное — становление культа природной красоты, того прекрасного начала, что разлито по всей земле, скрыто в каждом дуновении ветра, в пении птиц и благоухании цветов, в очертаниях горных вершин и в водах прозрачных рек. Это тонкое мирочувствование можно считать «первопричиной» своеобразия художественного мышления китайского народа. Но были и иные причины.

С глубокой древности китайские мудрецы задавались вопросом: если природа прекрасна в своем совершенстве, то как сделать столь же прекрасным и совершенным человека? Наиболее мощное воздействие на культурные традиции Китая оказали два, по сути, противоположных учения, у истоков которых стояли Лао Цзы и Конфуций (VI—V вв. до н. э.)

Имя Лао Цзы означает «старое дитя», так как по легенде мудрец был рожден дважды. Китайские живописцы запечатлели его высоким желтолицым стариком с длинной бородой и голым шишковатым черепом. Встречается также изображение Лао Цзы, сидящего на буйволе с грустно склоненной головой — он покидает родину, не найдя должного понимания своих взглядов. Опять же по преданию, уезжая, подарил мудрец начальнику пограничной заставы свою удивительную книгу — «Канон пути и благости» («Путь к добродетели»), на страницах которой поведал миру об открывшейся ему сокровенной тайне мироздания. Лао Цзы утверждал, что есть духовное бытие, которое существует всегда. Он называет это «нечто» именем «дао» (буквально «путь»); отсюда и название его вероучения — даосизм.

    Существует нечто, из хаоса возникшее,
    Рожденное прежде неба и земли.
    Беззвучно-пустотное, одинаково-неизменное,
    Двигаясь по кругу, не устает и способно быть матерью неба и земли.
    Я не знаю его имени,
    А иероглифом обозначу это «дао».

Так учил Лао Цзы. Иначе говоря, он впервые в истории китайской культуры проповедовал высокое и прекрасное духовное начало человеческой жизни. Его последователь Чжуанцзы, развивая мысли учителя, уподобил мироздание звучанию свирели, каждый лад которой настроен особо, но вместе они образуют духовную «симфонию Вселенной»:

        Вслушайся — звука ее не услышишь.
        Формы ее не увидишь, всмотревшись.
        Небо заполнит, наполнит и землю,
        Шесть полюсов обнимая собою.

Есть в учении Лао Цзы мысли, которые сегодня звучат удивительно современно. Например, гораздо раньше других философов он изрек: «Прославлять себя победой — значит радоваться убийству людей... Если убивать многих людей, то об этом нужно горько плакать». Впрочем, любые человеческие деяния казались мудрецу бесплотной суетой: «Кто действует — потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет — потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Те, кто, совершая дела, спешат достигнуть успеха, потерпят неудачу. Поэтому совершенномудрый не имеет страсти, не ценит труднодобываемые предметы, учится у тех, кто не имеет знаний, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается самовольно действовать». Самое же важное Лао Цзы видел в том, что условием достижения «дао» является самоуглубление и духовное очищение в тишине и покое на лоне природы.

Взгляды Лао Цзы оставили глубокий след в китайском искусстве. Художники этой необъятной страны во все времена искали в красотах окружающего мира ту сокровенную духовную естественность, о которой говорил древний мыслитель. Они испытывали нечто похожее на религиозное благоговение перед священным даром жизни, создавая в своих произведениях необычные, исполненные внутренней прелести образы всего сущего.

Совершенно иную точку зрения на человека имел Кун Цзы, которого европейцы стали называть Конфуцием (ок. 551—479 гг. до н. э.). Со временем понятия «конфуцианец» и «ученый» стали в Китае почти синонимами — так высоко ценили потомки труды Конфуция. Философ создал учение, согласно которому поведение человека должно определяться его местом в общественной иерархии. Он полагал, что люди станут счастливее, если в любой социальной роли будут сохранять чувство собственного достоинства, чтить предков, уважать старших. Идеалом благородного человека, по мысли Конфуция, должен быть сам правитель. Он служит образцом добродетелей, воспитывает подданных своим нравственным примером. Впрочем, есть нечто более высокое, нежели интересы правителя, — это воля Неба. Мудрец говорил, что «Небо породило во мне добродетель». Но как узнать волю Неба? Здесь Конфуций видит единственный путь: наблюдать за звездами, изучать музыку, древние ритуалы, исторические повествования.

Конфуций не оставил философских трактатов; его мысли записали ученики, собрав их в книгу под названием «Лунь юй» («Изречения»). Но зато мудрец потратил много сил на собирание и изучение китайских народных «преданий старины глубокой». Так возникла знаменитая «Книга песен» («Шицзин»), включающая 305 текстов фольклорного происхождения и ритуальные гимны. Многие образцы древнейшей народной поэзии из «Книги песен» связаны с радостным мироощущением китайских земледельцев:

        Готовьте тысячи складов,
        Готовьте десять тысяч житниц,
        Просо такое и другое
        Да будет наградой земледельцам,
        Да возблагодарят их предки счастьем великим,
        Долголетьем без границ!

Учение Конфуция и его труды стали достоянием национальной художественной культуры Китая. Философ требовал, чтобы искусство возвышало людей и привносило в их жизнь нравственные идеалы. Средством воспитания он считал три вещи: песню, обряд и музыку. К тому же Конфуций полагал, что музыка, прежде всего ритуальная, способствует лучшему государственному устройству, так как несет в себе четкую структурную организацию и «добромыслие».

Первое китайское государство Шан (или Инь) возникло во II тыс. до н. э. К этому времени относятся сохранившиеся произведения скульптуры, декоративного искусства, живописи, найденные при раскопках древних погребений знатных людей. Большую познавательную и художественную ценность представляют бронзовые сосуды, богато украшенные орнаментами с фантастическими фигурами драконов (символами водной стихии), птиц, животных. Среди узоров можно видеть и страшные звериные маски «таотэ», в которых слиты черты тигра, барана и дракона. Входы в гробницы охраняли грубые тяжеловесные статуи человека-тигра, пугающего своим устрашающим оскалом. Все эти образы напоминают о тотемизме первобытных верований, элементы которых сохранялись на протяжении тысячелетий и были необычайно устойчивы.

Наиболее высокого уровня развития художественная культура Древнего Китая достигла в периоды Цинь и Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.).

Жестко и властно провел преобразования и реформы в своей державе легендарный император династии Цинь Шихуанди (правил с 221 по 206 г. до н. э.). Он уничтожил разрозненные мелкие царства и создал провинции, направив туда своих наместников, затем повелел строить дороги, установил единые для страны меры длины, объема, веса, общую денежную систему. Существенно была изменена запись иероглифов, ее упрощение сделало письменность доступной для жителей самых отдаленных уголков страны.

Укрепление государственности способствовало расцвету науки и искусства, развитию ремесел. В числе крупных поэтов выделяются Ян Сюн и Цао Чжи, чьи поэмы стали классикой древнекитайской литературы. Похорошела и расстроилась столица империи — Сянъян. Археологи полагают, что в городе было возведено не менее 300 дворцов и храмов.

И все же главным памятником эпохи стало иное сооружение — знаменитая Великая китайская стена. Строилась она по приказу императора для защиты северных границ страны. Ему предсказали, что это строительство будет успешным в том случае, если в стену замуруют 10 000 человек, в том числе мужчину по имени Ван. По преданию, крестьянина с этим именем немедленно отыскали и совершили жертвоприношение. Кроме того, известно, что тысячи людей, погибших при строительстве, нашли свой последний приют в толще монументальных стен. Поэтому есть у Великой китайской стены и другие о многом говорящие названия — «Стена слез» и «Самое длинное кладбище в мире».

Глинобитная стена протянулась на 750 км с востока на запад. Она стала олицетворением мощи китайской империи, символом национального величия. Правители Китая старались расширить ее пределы, и к XVIII в. длина стены, по некоторым данным, превысила 4 тыс. км. Между внешним и внутренним ограждением проложили дорогу. Уже во II в. до н. э. под прикрытием мощных стен двинулись торговые караваны от китайских границ в Среднюю Азию и далее на Запад. Этот маршрут вошел в историю как Великий шелковый путь. Он способствовал развитию торговли и культурных связей Китая с другими странами, а позднее и с Россией.

Император Цинь Шихуанди сооружал гробницу для себя близ столицы Санъян в глубокой тайне. До сих пор неизвестно, где находится вход в погребальные покои. Путь к месту захоронения императора охраняет «гвардия» из 600 керамических статуй: воины, боевые кони, колесницы в натуральную величину. Расположены фигуры в 11 подземных туннелях. Позы людей полны подобострастия и покорности — выразительный образ духовной атмосферы Поднебесной империи той эпохи.

После смерти Цинь Шихуанди начинается история Ханьской империи, просуществовавшей 400 лет (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.).

Наиболее яркое представление о художественном творчестве этой эпохи дает убранство погребальных сооружений. Представителей царского дома и людей знатных родов принято было хоронить в обширных подземных помещениях. К ним вела дорога, которую по древней традиции называли «аллеей духов». Вдоль дороги располагались скульптуры крылатых львов и каменные колонны. Нередко в комплексе возводили небольшие наземные святилища — цитаны. Внутрь погребения вели двери, украшенные символами, олицетворяющими стороны света: тигр — запад, дракон — восток, феникс — юг, черепаха — север. На стенах были росписи и рельефы с изображением мифологических существ, животных и растений.

Хотя духовной опорой ханьского государства было конфуцианство, в ритуалах империи сохранились древние языческие представления. Считалось, в частности, что все, что имел человек при жизни, он должен иметь и после смерти. Поэтому в погребения клали искусно раскрашенные копии домов, людей, животных.

Танцовщица. Скульптура из погребения VIII в.

Самые знаменитые погребальные комплексы находятся в провинциях Шаньдун и Сычуань. Среди многих прекрасных памятников этих сооружений выделяются каменные плиты захоронения знатного сановника Улянцы, покрытые рельефами. Мифологические образы на них соседствуют со сценками из реальной жизни. Мастер с большим усердием воссоздал древнейшие представления об устройстве Вселенной, в которой созвездия и планеты имеют человеческое обличье, а фантастические духи выколачивают из радуги гром. Рельефы с картинками людской жизни в соответствии с духом конфуцианского времени имеют назидательный и воспитательный характер. Они снабжены вертикальными табличками, объясняющими смысл происходящего.

Художественную культуру Древнего Китая невозможно представить без музыки. Само слово «юэ» (музыка) долгое время являлось собирательным понятием и означало поэзию, танец, даже изобразительное искусство. Однако постепенно, с развитием культурных традиций, музыка обретает сложный религиозно-философский смысл и достаточно развитую теоретическую подоплеку.

В традиционном музыкальном искусстве Древнего Китая получили развитие разные музыкальные жанры народного, придворного и храмового характера. Сокровищницу самобытной музыкальной культуры постоянно пополняли народные песни.

Источником представлений о богатстве китайского музыкального фольклора служит «Книга песен», многие тексты которой относятся к XII в. до н. э. Записи мелодий в собрании отсутствуют, но народ на протяжении веков бережно сохранял их в своей памяти.

Китайская народная музыка была одноголосной, и вся ее выразительность заключалась в характерных темах — гибких и прихотливых, с неожиданными переходами из высокого регистра в более низкий, и наоборот. Человека, воспитанного на европейской музыке, удивляет тембровое богатство китайского народного пения, частое использование фальцетного горлового звукоизвлечения. Эта традиция исполнения наиболее древняя, и родилась она еще в обрядовых действах.

Своеобразную выразительность придает китайским мелодиям пентатоника — основной звукоряд из пяти звуков, происхождение которых древнекитайские теоретики связывали с подражанием природе.

Большое значение в музыкальном искусстве Китая, начиная с далекой древности, отводилось музыкальным инструментам. Для их изготовления применяли самые разные материалы — камень, глину, медь и ее сплавы, кожу, древесину, тыкву, шелк. Мастера особенно тщательно заботились о красочности звучания каждого инструмента, стремились к расширению его звуковой палитры. Традиционный китайский оркестр насчитывал свыше 100 инструментов. Среди них старейшими являются щипковые инструменты сэ и чжен (типа гуслей), пипа (китайская модификация арабской лютни), смычковые инструменты эр-ху (двуструнный) и сыху (четырехструнный), при игре на которых волос смычка продевался между струнами. Среди ударных можно назвать яньцинь, аналог цимбал, который с III в. до н. э. получил распространение под названием «чжу».

После падения Ханьской империи (III в. н.э.) и многолетних разорительных войн с кочевниками Китай оказался разделенным на два государства. На севере образовалось Вэйское царство, а на юге страны продолжали править китайские императоры. С этого времени начинается средневековый период развития китайской художественной культуры, которая постепенно приобрела новый облик. Традиции старины не ушли из культурного обихода, но существенно преобразились под влиянием кардинальных перемен в духовной жизни. В IV в. древнейшие языческие народные верования, даосизм и конфуцианство, были потеснены более развитой религией — буддизмом, привнесенным в Китай из Индии. Буддизм с его веротерпимостью не отвергал национальных религиозных учений, Конфуций и Лао Цзы были включены в число новых буддийских святых.

Раннее средневековое искусство Китая относится к IV—VI вв. В нем заметно влияние индийской культуры, буддийской образности. Усвоение буддизма началось с возведения поражающих воображение монастырей, высеченных в неприступных скалах. Строили эти фантастические по своему облику сооружения зодчие из Индии, Афганистана, Центральной Азии. К работам привлекали и китайских мастеров. Среди наиболее древних монастырей — Юньган («Храм заоблачных высей», IV—VI вв.), Лунмэнь («Ворота дракона», VI—IX вв.), Цяньфодун («Пещера тысяч Будд», строительство шло с перерывами с IV по XIV в.).

Монастыри представляют собой череду храмов, растянувшихся на несколько километров. Вырезанные в скалах ниши и пещеры украшены гравированными рельефами и росписями, которые искусно сочетаются с природным камнем. В сумеречных внутренних покоях открываются великолепные скульптурные работы — Будда, его ученики, святые, подвижники. Вероятно, многое здесь сотворено руками китайских мастеров. Копируя иноземный буддийский канон, они привнесли в свои работы мягкость, утонченность, глубокую статичность. Лица святых озарены добрыми, чуть загадочными улыбками. Все в их образах пронизано ощущением покоя, все настраивает на отрешение от повседневных забот и на умиротворенную созерцательность. Эти черты сохранятся в китайском искусстве и в последующие времена.

Буддийское влияние плодотворно сказалось на развитии самобытности в китайском искусстве: этап подражания сменился периодом блистательного расцвета средневековой художественной традиции. Иноземные образы и формы органично соединились с наиболее устойчивыми и ценными сторонами древней китайской культуры.

Так, в эпоху раннего Средневековья появился на китайской земле совершенно новый вид архитектурного сооружения — пагода. Самая древняя из сохранившихся пагод Сунъюэсы (520) представляет собой устремленную ввысь мощную кирпичную башню. Эти мемориальные башни подобно русским колокольням стали своеобразными символами-маяками распространения духовного знания на китайской земле.

Отход от иноземного влияния не был спонтанным, и китайская средневековая традиция родилась не на пустом месте. В истории живописи Китая хорошо известно имя художника Гу Каёджи (Кайчжи) (344—406). Сохранились работы этого мастера, выполненные на шелковых свитках тушью и минеральными красками (в их числе знаменитые «Наставления придворным дамам», включающие девять сцен из придворной жизни со стихотворными надписями). Гу Кайджи участвовал в разработке новых правил изобразительного искусства, которые обобщил художник V в. Се Хэ в работе «Шесть законов живописи» («Категории старинной живописи»). Главным «законом» теоретик считал выражение «отзвука духа — движения жизни» (ци юнь шэнь дун). Иначе говоря, произведение искусства должно передавать высокую творческую энергию мастера — «ци» (нервное созидательное напряжение художника в момент работы). Лишь в этом случае художественное создание наполнится «движением жизни», воспроизведет ее внутренний смысл. Не менее важным для художника Се Хэ считал умение копировать шедевры прошлого, подражать манере великих живописцев. Копирование в средневековом Китае, как, кстати, и в средневековой Руси, не считалось зазорным. Скорее наоборот. Копиисты почитались как ученики знаменитых мастеров, как хранители самобытных традиций. «Законы живописи», сформулированные Се Хэ, стали основой, своеобразным «руководством к действию» для художников китайского Средневековья, а терминология первого теоретика искусства сохраняется и по сей день.

Наивысшего расцвета средневековое искусство Китая достигает в VII—XIII вв., в эпоху существования двух государств — Тан (618—907) и Сун (960—1279). Многогранное развитие разных видов художественного творчества было вызвано общим подъемом культуры, строительством больших городов, созданием школ и библиотек. Требования к образованному человеку в то время были чрезвычайно высокими. Детей учили не только основам наук, но и стихосложению, музыке, живописи, каллиграфии. Рассмотрим наиболее яркие достижения китайского искусства эпохи Тан.

Архитектура в период Танского государства приобрела величавую мощь и одновременно ясные и гармоничные формы. Китайские города (Лоян, Чанъань) возводились как монументальные крепости, окруженные стенами и глубокими рвами, и достигали огромных размеров. По заведенному порядку каждый город застраивался по строгому прямоугольному плану. Кварталы города разделялись стенами на ячейки — фаны, что было предусмотрено на случай пожара. Строения были деревянными. Даже дворцы знати возводились из дерева, правда, на высоких глинобитных платформах, облицованных камнем. Дома и дворцовые сооружения в городе буквально утопали в зелени, удивляя роскошью разнообразных цветов и деревьев.

Пагода Даяньта

Из кирпича и камня принято было возводить пагоды, которые отличались традиционностью формы, простотой линий и геометрической строгостью пропорций. Одна из знаменитых пагод называется Даяньта («Большая пагода диких гусей»). Она была возведена в течение 652—704 гг. в память о появлении в городе буддийских духовных книг, путь которым, как гласит предание, указала стая гусей. Квадратная в плане пагода, поднявшись на высоту 60 м, величаво парит над городом и своим обликом напоминает крепость.

Высшие проявления художественной одаренности китайского народа воплотились в изобразительном искусстве, особо чтимом и глубоко традиционном. В VII—X вв. сложились основные жанры живописи, выполнявшейся на шелковых или бумажных свитках. Если художник писал портрет или изображал бытовую сцену, то этот жанр назывался «люди». Если мастер рисовал животных, насекомых, растения, украшая ими альбомы, веера, ширмы, то он работал в жанре «цветы — птицы». Пейзаж же относился к жанру «горы — воды», и в нем воплотились древние представления китайцев о мужском (горы) и женском (воды) начале жизни.

Ван Вей. Просвет после снегопада (фрагмент)

Формы свитков, на которых писали картины, были двух видов — горизонтальные и вертикальные. Горизонтальный свиток (изображения располагались справа налево) принято было рассматривать на столе, словно иллюстрированную книгу. По изображению можно было изучать историю страны, жизнь императорского двора, любоваться видами природы. Вертикальный свиток (изображения располагались сверху вниз) вывешивался на стену. Чаще всего на вертикальных свитках рисовали пейзажи. Китайские мастера никогда не писали своих пейзажей с натуры. В этом просто не было необходимости, так как каждая картина являлась не копией действительности, а скорее изысканной трактовкой образа с позиции художника, достигшего «ци». Поэтому в средневековых работах не применялась характерная для реалистического искусства линейная перспектива. Мастер видел сюжет как бы с вершины горы, с высоты птичьего полета. При этом предметы дальнего и ближнего расстояния помещались в искусственно созданное необъятное пространство с высоко поднятой линией горизонта. Между ними по традиции легко и воздушно изображали туман, воду, облака.

Чжоу Фан. Ян Гуйфей после купания

Прекрасными мастерами танской живописи были Янь Либэнь (создал серию портретов императоров Китая), У Даоцзы (писал на темы буддийских сказаний), Чжоу Фан (изображал сцены придворной жизни). Среди живописцев-пейзажистов можно назвать имена Ли Сысюня, Ли Чжао-дао. Но, пожалуй, самым знаменитым был Ван Вэй (701—761)- художник, теоретик искусства, поэт. Ему принадлежит труд «Тайное откровение науки живописца» (или «Тайны живописи»). Ван Вэй прославился как основоположник китайского монохромного пейзажа. Художнику удалось открыть выразительные возможности черной туши: размывая ее, он писал удивительные по глубине обобщений образы природы. В стихах Ван Вэя, как и в его картинах, воспета первозданная целостность мира, его едва уловимые красочные оттенки:

        Плывут облака
        Отдыхать после знойного дня,
        Стремительных птиц
        Улетела последняя стая,
        Гляжу я на горы,
        И горы глядят на меня,
        И долго глядим мы,
        Друг другу не надоедая.

Искусство скульптуры в период Тан также достигает высокого развития. В то время в монастырях возводились монументальные каменные, бронзовые, глиняные статуи, укрепляя буддийское вероучение. Один из шедевров танского ваяния — статуя будды Вайрочаны из пещерного монастыря Лунмэнь, выполненная в 672—675 гг. Огромное божество высотой 17 м воплощает величие космического света.

Статуя будды Вайрочаны

В эпоху Сун ведущее место в китайской художественной культуре занимает живопись. Ее сюжеты становятся еще более глубокими и разнообразными. В пейзажах, созданных в X—XI вв., образы природы то монументальны и величавы, то полны подробностей и деталей. Многие прекрасные работы этого времени принадлежат жанру «горы — воды». Среди них известная картина Го Си «Осенний туман рассеялся над горами и равнинами», на которой художник изобразил цепи гор, старые кряжистые сосны и хижины, словно замершие в вечном безмолвии. Работа выполнена черной тушью, в приемах письма сочетаются штрихи, линии и мягкие размытые пятна. Суровой романтикой и поэзией древности пропитан пейзаж художника Ли Чэна «Читающий стелу», также написанный черной тушью. На свитке изображены дикое место и путник на белом коне, подъехавший к камню со старой надписью и остановившийся в раздумье.

Го Си. Осенний туман рассеялся над горами и равнинами (фрагмент)

В Сунский период высокий подъем переживает жанр «цветы — птицы». В работах известных мастеров (Сюй Си, Хуан Цюань, Цуй Бо и др.) каждое на первый взгляд неприметное порождение природы (цветок, птица, насекомое) приобретает глубокий философский смысл — утверждение красоты всего живого на земле.

Во все времена в мире высоко ценились китайские произведения декоративно-прикладного искусства. В периоды Тан и Сун сложились его основные образы и формы. Впрочем, истоки этого ремесла уходят в глубокую древность, как и само стремление к красоте убранства жилища, привнесения гармонии в повседневную жизнь. Изделия из фарфора впервые появились именно в Китае. Богатые залежи фарфорового камня (соединявшего полевой шпат и кварц) и особая местная глина (каолин) — это только материал для производства, секреты которого строго охранялись и передавались от поколения к поколению. Фарфоровая масса проходила сложную обработку, сушилась в течение года, обжигалась при температуре 1400О. Каждое изделие рассматривалось мастером как художественное произведение, а большинство их создателей были не только керамистами, но и художниками, философами, поэтами.

Янь Либэнь. Властелины разных династий (фрагмент)

Особое место в культуре Китая занимала каллиграфия — искусство красивого и четкого письма. Зародившись в древности, каллиграфия была связана с особенностями китайской письменности, в которой нет алфавита, а каждый предмет или понятие обозначается с помощью особых знаков-символов — иероглифов. Умение красиво рисовать иероглифы считалось высоким творчеством; человек, овладевший этим мастерством, приравнивался к художнику. В эпоху Средневековья каллиграфические надписи украшали произведения архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, обогащая и усиливая выразительность художественных образов.

Нашествие монголов в XIII—XIV вв. нанесло непоправимый вред развитию культуры Китая. Многие сферы художественного творчества, в том числе живопись, пришли в упадок. Иначе сложились пути развития архитектуры: национальное самоутверждение китайского народа после изгнания монголов в конце XIV в. нашло выражение именно в градостроительстве. Начался бурный рост городов, возводились дворцы и храмы. Выросли крупнейшие центры Нанкин и Пекин (Бэйцзин — северная столица).

Пекин становится постоянной столицей Китая с 1421 г. Отстроен этот город согласно древней традиции по прямоугольному плану в окружении мощных стен. Дорога разделяла столицу на две симметричные части. Древнейшая часть Пекина называлась «Внутренний город». Позднее был пристроен Внешний город.

В центре Внутреннего города находился Императорский город, расположенный в кольце толстых стен с тяжелыми воротами. В него входили разные сооружения: храмы, пагоды, парки. Здесь же находился императорский дворец, или Запретный город, куда допускались только избранные. Императорский дворец — это комплекс сооружений: зданий, многоярусных павильонов, террас, лестниц, тенистых садов. В приемных залах дворца устраивались торжественные церемонии, и каждая из них имела свое предназначение. Нарядность, яркость, легкость — так можно охарактеризовать стиль зодчества этого времени. Неповторимую выразительность дворцу придают белокаменные ступенчатые платформы, покрытые красным лаком круглые колонны, двойные изогнутые крыши из черепицы.

В 1420—1530 гг. на территории Внешнего города, был возведен ансамбль «Храм неба» (Тяньтан). Ансамбль состоит из двух храмов и беломраморного алтаря. Обращает на себя внимание яркая праздничность его цветового оформления. Так, в храме Цняньдянь коническая крыша покрыта синей черепицей, колонны сияют традиционным красным лаком, массивные террасы отделаны белым мрамором.

Тайхэдянь (главный зал для государственных церемоний) в Запретном городе Пекина

В XII—XIII вв. в Китае зародился музыкальный театр, получивший свое классическое развитие в Пекине. Спектакли китайского музыкального театра — это популярное изложение мифов, исторических сюжетов, сказок. Создавались и исполнялись пьесы «коллективным автором». Это были талантливые актеры и музыканты, чтецы и акробаты, многие из них умели и петь, и танцевать, и исполнять цирковые трюки (композитора, режиссера, хореографа у спектакля в современном понимании не было).

Классический китайский музыкальный театр чрезвычайно своеобразен и символичен. Декорации и мизансцены в спектакле отсутствуют, что требует от актеров огромного мастерства в передаче манипуляций с воображаемыми предметами. Понятия пространства и времени условны: герои могут, находясь рядом, петь, говорить, но при этом они оказываются в разных местах сценического действия и потому не должны замечать друг друга.

Российские музыковеды нередко называют китайский музыкальный театр оперой. Это не случайно. Язык пантомимы, жесты, движения — все подчинено ритму музыки, а речь актеров нередко переходит в танец. Основные принципы театральной классики Китая сохранились по сей день.

Народ Китая, создавший одну из наиболее древних художественных традиций, сумел пронести сквозь все коллизии своей истории ее глубокое национальное своеобразие. Сегодня художественное наследие великого соседа России является одним из наиболее ярких на карте мировой художественной культуры.

Вопросы и задания

  1. Повторяйте по курсу истории и расскажите об основных периодах становления и развития Китайского государства от древности до XVIII в., о своеобразии его художественной культуры.
  2. Какую роль в возникновении мифологии Китая сыграло земледелие? Как отразились мифологические образы в китайском искусстве?
  3. Что среди таиих изобретений, как порох, фарфор, книгопечатание, компас, имело особое значение для развития мировой художественной культуры?
  4. Что такое каллиграфия? Каковы ее место и в искусстве Китая?
  5. Познакомьтесь с таким положением : «Человек следует законам Земли. Земля следует законам Неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе. Тот, кто нарушаетзаконы дао, погибнет раньше времени». Дайте определение дао. Расскажите, какую роль в культуре Китая сыграл даосизм.
  6. В чём сущность конфуцианства? Как повлияло это учение на искусство? Прокомментируйте слова Конфуция: «Благородный муж заботится о семи вещах: когда смотришь — видеть; когда слушаешь — слышать; чтобы в лице была приветливость, а в облике — почтительность; сомкеваешься — спрашивай; в гневе думай о последствиях; когда что берешь, помни о долге».
  7. Расскажите о «Книге песен». Какие сюжеты этой древкей поэзии вам запомнились?
  8. Какие памятники искусстна Двевнего Китая сохранились?
  9. Как воплотился культ природной красоты в живописи Китая? Какие жанры китайской живописи вам известны?
  10. Когда возвели Великую китайскую стену? Каков ее современный вид?
  11. Какую роль сыпрал буддизм! н становлении и развитии китайской художественной культукы Средних веков? Расскажите об искусстве раннего Средневековья: скальных монастырях, пагодах, скульптурах.
  12. В средневековом Китае почитались «четыре драгоценности кабинета ученого»: бумага, шелк, кисть и тушь. Когда были изобретены эти предметы? Какие художественные произведения создавали с их помощью? (Домашнее задание.)
  13. Когда Пекин стал столицей Китая? Расскажите о его устройстве, о том, как выглядит Запретный город?
  14. Что представляет собой классический китайский музыкальный театр?
  15. Вспомните картину Ли Чэна «Читающий стелу». Какую работу русского художника напоминает вам этот сюжет?
  16. К какому времени следует отнести возникновение Великого шелкового пути, если шелновые ткани изготовлялись в Китае начиная со II тыс. до н, э.? Какие виды искусства тесно связаны с шелком?
  17. Расскажите о китайских мотивах в русском искусстве. Какие характерные черты китайской культуры воплотились в оформлении дворцов Санкт-Петербурга, в русской поэзии «серебряного» века?
  18. Китайский поэт Цюй Юань, живший на рубеже IV—III вв. до н. э.,написал следующие строив:

          Я свой взор обращаю
          На восток и на запад.
          Ну когда же смогу я
          Снова в дом мой вернуться!

          /Перевод Л. Эйдлина/

    Расскажите о судьбе и творчестве этого поэта. Подготовьте сообщение о китайской пвэзии на основе сочинений Тао Юань-Мина, Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюй-и (самостоятельная работа).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru