Учебник МХК для 10 класса

Мировая художественная культура

       

Тема 10. Державный венец России

        Чем выше поднят молот в небеса,
        Тем глубже он врубается в земное,
        Становится скульптурой и дворцом.
        Мы в творчестве выходим из себя,
        И это называется душою.
        Я — молот, направляемый Творцом.

        /Микеланджело Буонарроти/

        Уж белокаменной Москвы,
        Как — жар, крестами золотыми,
        Горят старинные главы.

        /А.С. Пушкин/

Торжествующую московскую государственность наиболее ярко отразили не литература и иконопись, создаваемые в монастырской тиши и обращенные к вневременным духовным ценностям. Зримый образ новой художественной культуры был создан зодчими, блестяще воплотившими мироощущение людей эпохи Предвозрождения в храмах, крепостях, монастырских сооружениях, возведенных в XV—XVI вв. С конца XIV в., с ростом политического и экономического влияния Москвы, расширением территории Московского княжества, начинает формироваться новый архитектурный стиль. Его можно считать общерусским, так как зодчество Московской Руси органично впитало многие традиции отечественной архитектуры прошедших столетий.

Москва быстро строилась. Напомним, что до 1326 г. она была деревянной, часто горела и в пламени пожарищ гибли бесценные древние иконы и рукописи. Лишь при Дмитрии Донском начинается интенсивное сооружение каменных зданий. Москва возводилась как город-крепость, способный отражать набеги врагов. На рубеже XIV—XV вв. были заново отстроены монастыри на подступах к столице, многие из них сохранились до наших дней: собор Успения Богородицы на Городке в Звенигороде, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре, Спасский собор в Андрониковом монастыре. Ассоциация огромной страны с Москвой так же глубоко вошла в наше сознание, как ассоциация самой столицы с Московским Кремлем. Кремль стал символом русской культуры. Его возводили самые лучшие европейские, в основном итальянские и русские, архитекторы. Стены кремлевских храмов расписали великие иконописцы. Но расскажем обо всем по порядку.

Художественное наследие России

Зодчество Москвы

Успенский собор Московского Кремля. 1475—1479.

 

Церковь Ризположения. 1484—1488.

Архангельский собор. 1505—1508.

 

Благовещенский собор. 1484—1489.

Гранатовитая палата. 1487—1491.

 

Гранатовитая палата. Интерьер.

Колокольня «Иван Великий». 1505—1508.

Поэтический комментарий

        Отмерено добро и зло
        Весами куполов неровных,
        О византийское чело,
        Полуулыбка губ бескровных!

        Не доводом и не мечом
        Цырьград был выкован и слеплен.
        Наивный варвар был прельщен
        Его коварным благолепьем.

        Не раз искусный богомаз,
        Творя на кипарисных досках,
        Его от разрушенья спас
        Изображеньем ликов плоских.

        И где пределы торжеству,
        Когда — добытую жар-птицу —
        Везли заморскую царицу
        В первопрестольную Москву.

        Как шлемы были купола.
        Они раскачивались в звоне.
        Она на сердце берегла,
        Как белых ласточек, ладони.

        И был уже неоспорим
        Закон меча в делах условных...
        Полуулыбкой губ бескровных
        Она встречала Третий Рим.

        /Д.С. Самойлов. «Софья Палеолог»/

        Кто, силач, возьмет в охапку
        Холм Кремля-богатыря?
        Кто собьет златую шапку
        У Ивана-звонаря?
        Кто Царь-колокол подымет?
        Кто Царь-пушку повернет?
        Шляпы кто, гордец, не снимет
        У святых в Кремле ворот?

        /Ф.Н. Глинка. «Москва»/

А началось все с того, что русский царь Иван III в 1472 г. женился на византийской принцессе («царевне цареградской», как она себя величала) Софии Палеолог. Образованная и умная, она одобряла грандиозные планы государственного строительства «самодержца всея Руси», поощряла его желание видеть Москву Третьим Римом (более подробно об этом будет сказано ниже). Одержанная внушительная победа над войсками Новгородской республики подняла престиж Ивана III на международной арене. Великокняжеская кремлевская резиденция, обветшавшая от времени, явно не соответствовала честолюбивым планам царской четы. Решено было Московский Кремль перестроить.

Начало было не слишком удачным. Новый Успенский собор, возведение которого близилось к концу, неожиданно рухнул (1474). Вызванные на экспертизу причин катастрофы псковские зодчие решили: виноват раствор, в нем нет необходимой клейкости. Думается, что дело было не только в этом. Скорее всего, за годы ордынского ига отечественные мастера утратили некоторые технические знания, необходимые для строительства больших сложных конструкций. Доподлинно известно, что, установив причину аварии, псковичи под разными предлогами отказались вести стройку. И тогда было решено обратиться за помощью к европейским знаменитостям. В тот же год в Италию отбыло специальное посольство с заданием — найти самого лучшего зодчего, способного возвести главный храм древнерусского государства. После долгих переговоров посланникам русского царя удалось подрядить в Москву действительно великого итальянского мастера — Аристотеля Фиораванти. Ко времени получения московского подряда Аристотель Фиораванти был уже пожилым человеком. Он имел огромный градостроительный и инженерный опыт. Однако заказа, подобного «русскому проекту», у него никогда не было. Дело в том, что московские власти хотели видеть Успенский собор точной (либо почти точной) копией старинного русского храма Успения Богородицы, построенного во Владимире в XII в. Можно только догадываться, сколько сил и энергии потратил итальянский зодчий, постигая необычную для европейца «логику красоты» древнерусского храма. Судя по всему, архитектора увлекла новая задача. Он побывал в окрестных русских городах, внимательно изучая средневековые шедевры, и сумел глубоко по-своему интерпретировать древнерусскую каменную красоту, соединив ее внешние формы с новым ренессансным пониманием пространства. Иначе говоря, в Успенском белокаменном соборе, гордо вознесшемся пятью главами в центре Московского Кремля, воплотилась гармония русского зодчества в сочетании с достижениями итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Успенский собор стал считаться образцом строительного храмового искусства на многие годы.

В последние два десятилетия XV в. внешний облик Московского Кремля быстро менялся. В 1484 г. началось возведение сразу двух храмов — собора Благовещения и церкви Ризоположения (Ризположения).

Церковь Ризоположения возвели быстро, и уже в 1485 г. она была освящена. Украшенный декоративным поясом храм выглядит нарядным и стройным. Намного дольше строился Благовещенский собор. Он был открыт только в 1489 г. и стал частью великокняжеского дворцового комплекса. Как и многие другие храмы этого времени, Благовещенский собор был вначале трехглавым, позднее, уже в XVI в., он приобрел еще две главы. Декоративные украшения придали храму живописную неповторимость. В каких традициях работали псковские мастера возводившие эту церковь? Здесь нет однозначного ответа, так как их искусство подпитывалось разными источниками. Можно найти и новгородские, и черниговские, и владимирские мотивы. Иначе и быть не могло! Москва, собирая русские земли в единое целое, взяла и то лучшее, что было накоплено в русском искусстве предшествующих эпох.

Еще до завершения строительства между Благовещенским собором и церковью Ризоположения была заложена палата, именуемая большой (1487—1491). В то время она тоже относилась к великокняжескому дворцовому комплексу. Автором проекта был итальянский мастер Марко, прозванный на Руси «Фрязин» («итальянец»). Он же и руководил строительством. Палата мыслилась как самый большой зал объединенной Руси. Зодчие, принимая во внимание строительство здания палаты рядом с Успенским собором, возвели ее в виде единого нерасчлененного блока, что вторило массивности и величию собора. Нижний этаж предназначался для хозяйственных нужд; верхний, собственно зал, для посольских приемов. Потолок зала поддерживался мощным столбом, расположенным посередине. Украшал палату с внешней и внутренней стороны другой известный итальянский мастер — Пьетро Антонио Солари. Палата была сложена из кирпича, все чаще употреблявшегося в строительстве. Такое здание требовало облицовки, поэтому палату покрыли специально ограненным белым камнем, сияющим на свету (отсюда и название — «Грановитая»). К сожалению, росписи внутренних стен не сохранились. Достопримечательностью палаты является Красное крыльцо, что тянется вдоль одной из стен до второго этажа. Каждый марш лестницы имеет площадку с каменными перилами, где красуется фигура льва.

Облик Соборной площади (а именно так стала именоваться центральная площадь Московского Кремля) окончательно определился при строительстве Архангельского собора (1505—1509). Храм возводили под руководством итальянского мастера Алевиза Нового. Строили храм-усыпальницу: здесь должны были покоиться останки всех московских царей и членов их семей. Композиция Архангельского собора и сегодня вызывает удивление. Основная двухэтажная его часть напоминает итальянские дворцы эпохи Возрождения. Мастер Алевиз, вероятно, не был ограничен требованием «строить по-русски», поэтому он и не пытался скрыть свои итальянские пристрастия. Впрочем, строгий светлый образ храма-некрополя прекрасно гармонирует с более ранними кремлевскими строениями. Завершает архитектурный ансамбль соборной площади высокий «столп» храма-колокольни Ивана Великого (1505—1508). История его создания такова. Итальянскому архитектору Бон Фрязину было поручено руководить строительством храма Иоанна Лествичника. Это чрезвычайно сложное по инженерным расчетам сооружение предполагало три яруса и высоту не менее 70 метров. Первый этаж был самым мощным. Его белокаменное основание положили на толстые дубовые свои, вбитые в дно траншеи. Толщина стен первого яруса достигает пяти метров. Стены двух других ярусов тоньше. Массивный барабан, венчающий верхний восьмерик, построен позднее — в 1600 г. С этого времени москвичи прозвали колокольню «Иван Великий».

Величавый столп стал «свечой» Московского Кремля. В XVI в. и позднее это было самое высокое сооружение Москвы. Колокольня подчеркивала значимость Соборной площади как духовного центра столицы, да и всего централизованного русского государства. Это понимали русские правители — строить сооружения выше Ивана Великого было запрещено на протяжении многих столетий.

С 1485 г. началось возведение новых стен Кремля. Работа шла по тем временам очень быстро, несколько сот человек из числа лучших русских каменщиков выполняли сложные инженерные задания. Руководили строительством итальянские зодчие, работали на совесть — стены из кирпича получились крепкими и стоят уже не один век. Предполагают, что автором первоначального проекта кремлевских стен и башен был Аристотель Фиораванти. Этот план в общих чертах повторял прежние стены, существовавшие при Дмитрии Донском, но башни стали иными.

Возведение новых укреплений началось с закладки Тайницкой башни напротив Соборной площади. К 1490 г. была готова вся южная стена, выходящая на Москву-реку, а в 1495 г., после выравнивания и укрепления русла реки Неглинки, строительство вступило в завершающую фазу. К концу XV столетия кремлевская стена включала восемнадцать основных башен, ее общая протяженность — 2235 метров.

Пожар 1493 г. в Москве, принесший немало бедствий жителям, уничтожил деревянные дома, примыкавшие к Кремлю, и тогда Иван III повелел не строить вокруг кремлевских стен зданий, расположенных ближе чем на 109 саженей. С этого времени Кремль становится самостоятельным архитектурным центром Москвы, придавая ее столичному облику торжественность и величие.

Вопросы и задания

  1. Когда сложился ансамбль Московского Кремля? Каким был Кремль в предшествующие времена? Почему сохранилось название «Белокаменная Москва»? Почему и сегодня Московский Кремль считается сердцем России?
  2. Кто из русских писателей и поэтов посвятил Кремлю строки своих сочинений? Дополните свой ответ новыми именами и отрывками художественных произведений.
  3. Можно ли считать «русской архитектурой» те храмы Московского Кремля, что возведены по проектам итальянских мастеров? Объясните почему.
  4. Составьте рассказ о вашей воображаемой прогулке по Соборной площади Кремля. Расскажите о предназначении каждого из сохранившихся храмов. Для кого из великих русских людей они стали усыпальницей? Где стали хоронить русских царей после перенесения столицы России из Москвы в Санкт-Петербург?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru