|
|
Учебник для 8 класса МУЗЫКАВ музыкальном театре. БалетВы уже знаете, что такие жанры музыкального театра, как опера и балет, прошли долгий путь развития. Опера (от итал. — труд, дело, сочинение) возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв. и первоначально называлась драна на музыке. Балет (от франц. ballet, от итал. Ballare — танцевать) как жанр музыкального спектакля появился в истории мировой культуры в XVIII в., хотя задолго до этого на сценах театров разных стран уже шли музыкальные представления, в которых, наряду со словом и пением, присутствовали танцы и пантомима.
На развитие не только отечественного балета, но и мирового хореографического искусства оказали большое влияние «Русские сезоны» (1908—1929) театрального деятеля и критика Сергея Павловича Дягилева, которые пользовались большим успехом во Франции и Великобритании. Основным направлением хореографии его «сезонов» стало стремление раздвинуть рамки классического балета. Популяризации русской культуры в Европе и установлению моды на всё русское способствовали балеты И. Ф. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Среди одарённых танцовщиков и хореографов этого времени — имена В. Нижинского, М. Фокина, Дж. Баланчина, среди художников-декораторов и костюмеров такие известные русские графики и живописцы, как Д. Бакст, А. Бенуа, Н. Гончарова, М. Ларионов, западноевропейские — П. Пикассо, А. Матисс и др.
К классике балетного жанра относятся балеты П. Чайковского («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»), положившего начало симфоническому развитию балетной музыки. Всему миру известны балеты С. Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка»), В. Гаврилина («Анюта»), Р. Щедрина («Кармен-сюита», «Анна Каренина») и др.
М. Петипа Выдающимися деятелями русского балета по праву считаются балетмейстеры: М. Петипа, К. Голейзовский, Л. Якобсон, Ю. Григорович и др. Всему миру известны имена солистов балета — Г. Улановой, М. Плисецкой, М. Лиепы, В. Васильева, Е. Максимовой, С. Цискаридзе, У. Лопаткиной и др. В наше время хореографы нередко осуществляют сюжетные и бессюжетные постановки на музыку разных жанров: симфония (Симфония № 40 В. А. Моцарта, Симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича), сюита («Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Гоголь-сюита» А. Шнитке), цикл фортепианных пьес («Мимолётности» С. Прокофьева) и др.
Во многих современных балетах часто отсутствует либретто, их действие может разворачиваться в абстрактном пространстве человеческих взаимоотношений. Решению этого вопроса, как найти гармонию между невероятным динамизмом нашей жизни и глубоким человеческим желанием познать себя, посвящены многие спектакли современного балета.
|
|
|