Поэтичный образ жены князя Игоря Ярославны рисует А. Бородин в IV действии оперы. В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями таких древних песенных жанров, как плач, причет (причитание).
Спойте мелодию вступления к «Плачу Ярославны». Какие интонации лежат в основе этой мелодии? На какое эмоциональное состояние настраивает слушателей вступление к «Плачу»? На каких музыкальных инструментах можно было бы наиболее выразительно сыграть эту мелодию?
Мелодию вступления, как будто выросшую из молчания опустошённой врагами родной земли, подхватывает голос Ярославны. Интонации её голоса и деревянных духовых инструментов оркестра (флейты, кларнета) словно переплетаются в скорбном диалоге.
Послушайте «Плач Ярославны». К каким силам природы обращается героиня за помощью? В каких знакомых вам литературных произведениях вы уже встречались с приёмом поэтизации природы?
Какие эпизоды чередуются в песне-плаче? Какие выразительные средства музыки подчёркивают их сходство, а какие различие?
Какая знакомая мелодия звучит в средней части этой музыки? Почему она введена в развитие образа этой темы? Какие черты образа подчёркивает композитор этой темой? Спойте её.
Сравните «Плач Ярославны» с фрагментом «Мёртвое поле» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» и «Песней Сольвейг» Э. Грига из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Докажите их сходство и стилевые различия.
Что роднит женские образы, запечатлённые на картинах различных художников? Какие ещё героические женские образы есть в эпосе других народов России?