Учебник для 8 класса

Музыка

       

Музыкальные завещания потомкам

  • Вспомните, какая жизненная ситуация побудила великого немецкого композитора XIX в. Людвига ван Бетховена (1770—1827) написать своим братьям письмо, известное современным любителям музыки как «Гейлигенштадтское завещание»?
  • Прочитайте фрагменты из «Гейлигенштадтского завещания» Бетховена. К сохранению каких нравственных ценностей призывает людей композитор, испытавший отчаяние и победивший его?

«.. .Мне казалось невозможным покинуть мир, прежде чем я выполню всё, к чему чувствовал себя призванным...

О, Божество, ты с высоты проникаешь вглубь моего существа, ты знаешь..., что в нём живут любовь к людям и желание делать добро...

Вы, братья мои,... живите в согласии и помогайте друг другу... Внушайте вашим детям добродетель... Не деньги — она одна может дать счастье...

Благодарю всех моих друзей... Прощайте и не забывайте меня совсем после моей смерти. Я заслужил это от вас, ибо при моей жизни часто думал о вас, думал, как бы сделать вас счастливыми. Будьте же счастливы!..»

Нотный автограф Л. ван Бетховена

  • Послушайте фрагменты известных сочинений Бетховена. Какие из них, на ваш взгляд, дают современным слушателям заряд активности, оптимизма, веры в человеческие силы перед лицом трудностей, невзгод, испытаний?
  • Каким смыслом наделены слова немецкого поэта Ф. Шиллера «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!» из «Оды к радости», положенной в основу финала Девятой симфонии Бетховена? Почему эта тема Бетховена стала музыкальным символом Евросоюза и Интервидения?

Р. Щедрин

С музыкой Родиона Константиновича Щедрина (р. 1932) вы познакомились на примере оригинальной интерпретации оперы «Кармен» Ж. Бизе — балета «Кармен-сюита», созданного для великой русской балерины Майи Плисецкой (1925—2015), и «Фресок Дионисия». Среди сочинений композитора — балеты, оперы, камерные и симфонические произведения. Во многих из них Щедрин современным языком словно ведёт диалог с прошлым. В своём творчестве он обращается к Бетховену дважды, сочиняет «Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена» для симфонического оркестра (1999) и симфонический фрагмент «Гейлигенштадтское завещание Бетховена» (2008). Последнее было заказано композитору Нюрнбергской филармонией как вступление к Третьей «Героической» симфонии Бетховена.

С великим классиком у Щедрина особая связь: во-первых, день рождения у обоих 16 декабря, во-вторых, по линии учителей композитора можно назвать прапрапраучеником Бетховена.

Московский международный Дом музыки

  • Послушайте «Гейлигенштадтское завещание Бетховена» Р. Щедрина. Почему композитор обратился к личности Бетховена в этом сочинении? Какие черты стиля Бетховена подчёркивает Щедрин?
  • Какой принцип драматургического развития образов положен в основу сочинения Щедрина? Цитирует ли композитор подлинные бетховенские мелодии или применяет другие приёмы высказывания?
  • Как вы понимаете смысл слов Р. Щедрина: «В искусстве надо идти своим собственным путём. Он может быть и коротким, и длинным, и широким, и узким, но он должен быть своим... Музыка, написанная сегодня, должна, как и прежде, затронуть слушателя. Захватить его, увлечь, запасть в душу и в сердце».
  • Разучите и спойте песню «Дорога без конца» С. Баневича из кинофильма «Никколо Паганини». Какова главная идея песни?
  • Сформулируйте, что завещают Бетховен и Щедрин людям будущего.

Рейтинг@Mail.ru