Учебник для 8 класса

Музыка

       

Свет фресок Дионисия — миру

Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре на Вологодской земле — единственный в России памятник древнерусского искусства, сохранившийся в своём почти первозданном виде до наших дней. Эти фрески занесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Дионисий — великий русский иконописец XV в. Современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, он, наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым, олицетворяет расцвет иконописи на Руси. Светоносность фресковой живописи, тёплое сияние, исходящее от святых образов, позволяет ощутить её духовную мощь, соприкоснуться с эпохой, в которую жил художник, и соотнести её с нашим временем.

Музыкальность, пластичность фресок, изображающих святых и апостолов с их пронзительно-сосредоточенными глазами, удлинёнными фигурами, замедленными движениями, нашли воплощение в произведении светской традиции Родиона Константиновича Щедрина «Фрески Дионисия».

Это сочинение написано для камерного ансамбля (флейта, кларнет, английский рожок, фагот, валторна, альт, виолончель, челеста, хроматические кротали — металлические тарелочки). Оно навеяно древнерусской живописью, которая влекла композитора с детства.

Музыка «Фресок Дионисия» звучит строго, неспешно, таинственно. На всём протяжении звучания английского рожка с валторной рождается ощущение молитвенного состояния, возникает бескрайний северорусский пейзаж Вологодского края. Звучание самых высоких инструментов — флейты, челесты и хроматических кроталей — в разные моменты пьесы как будто воспроизводит необычные колокольные звоны, вызывающие ощущение прозрачности, света, волшебства творения. В середине пьесы целеустремлённо, поступательно, снизу вверх, всё с большим напряжением движется последовательность аккордов. Звучание духовых и струнных передаёт отзвуки молитв.

Контраст небесного и земного — неоднократно повторяющихся высоких, звонких интонаций и мерного, осторожного и тихого движения, которым заканчивается пьеса, — создаёт ощущение незавершённости, или бесконечного духовного движения к высшим светлым идеалам...

  • Рассмотрите фрески Дионисия Ферапонтова монастыря. Какие образы запечатлены на них? Какими художественными средствами художник воплощает идею таинственного духовного света?
  • Послушайте «Фрески Дионисия» Р. Щедрина. Какими звучностями композитор достигает живописности образов, умиротворения, неторопливого движения мысли, духовного движения к светлым идеалам человека?
  • Послушайте «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты. В чём выражается единство музыкальных образов В. Кикты и Р. Щедрина?
  • Как вы понимаете смысл высказывания М. Глинки: «Чтобы красоту создать, нужно самому быть чистым душой». Приведите примеры музыкальных сочинений, к которым применимы эти слова.
  • Разучите и спойте в классе песни-притчи С. Копыловой, песни иеромонаха Романа. Какие мысли передают авторы слушателям и исполнителям своих песен?

Рейтинг@Mail.ru