Вечер ясен и тих;
Спят в тумане поля;
В голубых небесах
Ярко пышет заря.
Золотых облаков
Разноцветный узор
Накрывает леса,
Как волшебный ковёр;
Вот пахнул ветерок,
Зашептал в тростнике;
Вот и месяц взошёл
И глядится в реке.
Что за чудная ночь!
Что за тени и блеск!
Как душе говорит
Волн задумчивый плеск!
Может быть, в этот час
Сонмы светлых духов
Гимны неба поют
Богу дивных миров!
/И. С. Никитин, 1851/
* * *
Ещё те звёзды не погасли,
Ещё заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорождённого Христа...
Тогда, ведомые звездою,
Чуждаясь ропота молвы,
Благоговейною толпою
К Христу стекалися волхвы...
Пришли с далёкого Востока,
Неся дары с восторгом грёз, —
И был от Иродова ока
Спасён Властительный Христос!..
Прошли века... И Он, распятый,
Но всё по-прежнему живой,
Идёт, как истины Глашатай,
По нашей пажити мирской;
Идёт, по-прежнему обильный
Святыней, правдой и добром,
И не поборет Ирод сильный
Его предательским мечом.
/К. М. Фофанов, 1891/
Легенда
Был у Христа-Младенца сад,
И много роз взрастил Он в нём;
Он трижды в день их поливал,
Чтоб сплесть венок Себе потом.
Когда же розы расцвели,
Детей еврейских созвал Он;
Они сорвали по цветку, —
И сад был весь опустошен.
«Как Ты сплетёшь теперь венок?
В Твоём саду нет больше роз!»
— «Вы позабыли, что шипы
Остались Мне»,— сказал Христос.
И из шипов они сплели
Венок колючий для Него,
И капли крови вместо роз
Чело украсили Его.
/А. Н. Плещеев, 1877/
Мадонна
Стою пред образом Мадонны:
Его писал монах святой,
Старинный мастер, не учёный;
Видна в нём робость, стиль сухой;
Но робость кисти лишь сугубит
Величье Девы: так Она
Вам сострадает, так вас любит,
Такою благостью полна,
Что веришь, как гласит преданье,
Перед художником святым
Сама Пречистая в сиянье
Являлась, видима лишь им...
Измучен подвигом духовным,
Постом суровым изнурён,
Не раз на помосте церковном
Был поднят иноками он, —
И, призван к жизни их мольбами,
Ещё глаза открыть боясь,
Он братью раздвигал руками
И шёл к холсту, душой молясь.
Брался за кисть, и в умиленье
Он кистью то изображал,
Что от небесного виденья
В воспоминанье сохранял, —
И слёзы тихие катились
Вдоль бледных щёк... И, страх тая,
Монахи вкруг него молились
И плакали — как плачу я...
/А Н. Майков, 1859/
Молитва
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем.
Чтоб и душу тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю. <...>
Всех, которых пришёл искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!
/К. Р. (К. К. Романов), 1886/
Жизнь
О жизнь! Ты миг, но миг прекрасный,
Миг невозвратный, дорогой;
Равно счастливый и несчастный
Расстаться не хотят с тобой.
Ты миг, но данный нам от Бога
Не для того, чтобы роптать
На свой удел, свою дорогу
И дар бесценный проклинать.
Но чтобы жизнью наслаждаться,
Но чтобы ею дорожить,
Перед судьбой не преклоняться,
Молиться, веровать, любить.
/А Н. Апухтин, 1853/
* * *
Любить. Молиться. Петь.
Святое назначенье
Души, тоскующей в изгнании своём,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чём-то неземном,
Преданье тёмное о том, что было ясным,
И упование того, что будет вновь;
Души, настроенной к созвучию с прекрасным,
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!
Счастлив, кому дано познать отраду вашу,
Кто чашу радости и горькой скорби чашу
Благословлял всегда с любовью и мольбой
И песни внутренней был арфою живой!
/П. А. Вяземский, 1839/
Что общего в этих стихотворениях? Какое из них больше вас затронуло?
Найдите в Интернете и послушайте «Легенду» П. И. Чайковского на стихи А. Н. Плещеева. Как композитор и исполнители раскрывают поэтический образ?