Учебник для 8 класса

Музыка

       

Современный музыкальный театр

Слово, действие, музыка, танец являются составляющими музыкального спектакля. Известный оперный режиссёр Б. Покровский писал: «У каждого музыкально-драматического произведения есть свой закон существования, познать его может только Театр и представить, то есть расшифровать действием, может только Театр».

Относительно новыми жанрами музыкального театра являются мюзикл и рок-опера. Наряду с ними продолжают свою жизнь и традиционные жанры: опера, балет, оперетта. Легендарные, исторические, фантастические, романтические, комические и другие сюжеты обретают в новых постановках смысл с позиций современности, раскрывая внутренний мир человека во всей его сложности и непростых связях с действительностью.

Сцена из балета Б. Эйфмана «Роден»

Для современного музыкального театра характерно разнообразие стилей, жанров и форм спектакля. Это могут быть опера-симфония, опера-балет, опера-оратория, балет-миниатюра, балет-плакат, модерн-балет, джаз-балет и др. Всё чаще в либретто используются нерифмованные поэтические тексты или проза. Драматическая переменчивость в сценических жанрах определяется воздействием кинематографа. Для современных сочинений большое значение приобретает монтажный принцип композиции, который становится одним из важнейших способов объединения контрастов окружающей действительности, воплощённых в музыке. Принцип монтажа в музыке проявляется в столкновении конфликтных элементов, в быстрой сменяемости образов, их наложении.

Опера на воде в г. Брегенц

Часто в музыкальные спектакли вводятся не только пение, хореография, но и кинокадры на большом экране, декламация, разнообразные шумовые и световые эффекты, куклы, вставные номера («театр в театре»). В современном балете можно встретить все виды пластики — танцевальную, спортивную, бытовую. Экспериментируя, хореографы иногда совсем отказываются от музыки; прибегают к актёрской импровизации и участию зрителей в представлении (танцевальные «хэппенинги»).

Оперный театр в Сиднее

Оркестр в современном музыкальном театре выполняет различные функции: аккомпанемента, диалога с певцами («скрытое слово»), выхода на первый плап («слово от автора», подменяющего непоющего актёра). Аналогичную смысловую нагрузку могут нести в музыкальном спектакле и пластически-танцевальные жесты. Звучание оркестра или инструментального ансамбля возможно непосредственно на сцене. Часто функции оркестра передаются хору, который выступает в разных ролях — и участника действия, и собеседника героя, и комментатора, и звукового фона. «Расслоение» оркестровых красок на солирующие инструменты или отдельные группы инструментов даёт возможность закреплять звуковые тембры за определёнными действующими лицами (или их группами).

Национальный центр исполнительских искусств в Пекине

  • Назовите известные вам мюзиклы, рок-оперы. Какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с классическими операми, балетами?
  • Вспомните и спойте популярные мелодии из мюзиклов и рок-опер. Подберите к ним инструментальное сопровождение (синтезатор, ударные инструменты), создайте пластическую композицию.
  • Продемонстрируйте ваши творческие опыты на уроке, внеклассном занятии, на школьном концерте.
  • Найдите в Интернете и посмотрите фрагменты полюбившихся вам мюзиклов. Какое впечатление они произвели на вас?

Рейтинг@Mail.ru