Учебник для 8 класса

Музыка

       

Опера «Князь Игорь»

Страницам русской истории посвящена и опера «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина (1833—1887), члена творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка».

В основу сюжета оперы «Князь Игорь» положена патриотическая поэма Древней Руси «Слово о полку Игореве», дополненная другими историческими документами, летописями. Она посвящена не победам, которых немало знало русское оружие, а поражению, в результате которого князь был пленён, а его дружина уничтожена.

А. П. Бородин

Вот как описывает те далёкие времена исследователь древнерусской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачёв:

    «Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя, поросшая буйной травой дикая степь... Со всех сторон опасность: степь принадлежит тем, кто в ней кочует, кто идёт на сёла и города русских, чтобы захватить детей, женщин, мужчин, поживиться золотом, мехами, тканями, оружием. Степняки объединены... Воюя, они движутся всем народом. Это страшный враг, ужас и проклятие Руси — половцы».

Драматургия оперы Бородина строится на сопоставлении двух противоборствующих миров, двух сил: русские — князь Игорь с сыном Владимиром и дружиной, княгиня Ярославна, её брат Владимир Галицкий, и половцы — хан Кончак, его воины.

Действие I и IV актов происходит в русском городе Путивле, а действие II и III актов переносит слушателей в лагерь половцев. I акту предшествует Пролог. Его музыка подобна величественной древнерусской фреске. Соборная площадь заполнена народом, провожающим дружину князя в поход. Торжественно звучит славица в честь князей, которую прерывает затмение солнца. Дурное предзнаменование омрачает торжественность происходящего. Здесь в символической форме представлена драматургическая завязка всего дальнейшего действия оперы.

  • Прочитайте текст хора, делая ударение на слове «слава», а затем спойте мелодию хора со словами.
  • Послушайте хор «Солнцу красному слава!» и музыку эпизода затмения. Какие особенности музыкального языка создают два образа: величественной славицы и таинственного затмения?
  • Вспомните, как звучат хоры «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки и «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, виватные канты времён Петра I. Что общего в этих музыкальных образах с хором из оперы «Князь Игорь»?
  • В какой опере русского композитора вы уже встречались с подобным эпизодом? Чем он отличается от такого же эпизода в опере «Князь Игорь»?

Рейтинг@Mail.ru