|
|
Учебник для 8 класса МУЗЫКАСимфония № 8 («Неоконченная») Ф. ШубертаТворчество австрийского композитора Франца Шуберта (1797—1828) называют зарёй романтического направления в музыке. Первоначально романтическими называли сочинения, написанные на романских языках — итальянском, французском и др. Так родились жанры: литературный — роман, музыкальный — романс. Своё отношение к жизни художник-романтик выражает посредством чувств и переживаний исключительного, не похожего на других человека и находит для этого новые формы.
С Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры. На протяжении жизни он создал более 600 песен. Их форма (обычно куплетная или куплетно-вариационная) всегда определяется «движением» музыкальнопоэтического образа. Для многих песен композитора характерно сквозное драматическое развитие. Художественное целое создают мелодии, оттеняющие все нюансы текста, и выразительное развёрнутое сопровождение.
Благодаря Шуберту появился новый тип лирико-драматической симфонии. Одним из шедевров мировой музыкальной культуры стала его Симфония № 8. «Я пел песни и пел их много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел о страдании — оно превращалось в любовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу», — писал Ф. Шуберт. Эта идея и определила содержание Симфонии № 8. Она явилась обобщением образов вокальных сочинений композитора, разросшимся до значения жизненно важных проблем: человек и судьба, любовь и смерть, идеал и действительность. Симфонию № 8 современники Шуберта назвали «Неоконченной» потому, что она имела не четыре части, как симфонии композиторов-классиков, а всего две. 1-я часть Симфонии написана в сонатной форме. Сосредоточенная тема вступления — это своеобразный эпиграф сочинения. Давая стимул к развитию, она неоднократно повторяется в 1-й части. Тему вступления сменяют две темы — главная и побочная, между которыми нет внутренних противоречий. Отсутствие конфликта, столкновения между ними приводит к необычности разработки: она основана на материале вступления. Реприза не приносит успокоения. Разыгравшаяся «драма чувств» завершается ещё одним, последним появлением темы-эпиграфа.
|
|
|