Учебник для 8 класса

Музыка

       

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее

Как вы уже знаете, жанр классической симфонии зародился в творчестве венских композиторов XVIII в.: Й. Гайдна, В. А. Моцарта, J1. Бетховена. Классическая симфония состоит из четырёх частей, где первая часть написана в форме сонатного аллегро, вторая — медленная лирическая, третья — менуэт или скерцо, четвёртая — финал, зачастую звучащий в форме рондо, с использованием песенно-танцевальных тем.

Если обратиться к дословному переводу греческого слова simphonia (со-звучание), то кроме этого значения есть и производное от него sympboniacus, что значит музыкант, музыкантский, концертный. Исследователи жанра «симфония» отмечают также смысловые «пересечения» слов:

СИМФОНИЯ

созвучание

ГАРМОНИЯ

соразмеренность

КОСМОС

порядок

Так или иначе, «симфония» — это представление композиторов об упорядоченном, гармонично звучащем Космосе, и творчество современных (отечественных и зарубежных) мэтров свидетельствует о неизменном интересе к данному жанру. С одной стороны, многие композиторы продолжают работать над развитием традиционных особенностей симфонии, многие композиторы ведут поиск нового содержания, форм, особенностей языка.

Композиторы обращаются в симфониях к сюжетам из истории Отечества, к религиозной тематике (вам известна концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты), к образам природы, к литературной классике (например, хоровая симфония-действо «Перезвоны», по мотивам произведений В. Шукшина, В. Гаврилина), к традициям русской народной культуры. Эти идеи воплощаются в разнообразных жанрах — симфония-концерт (с солирующими инструментами или голосами), симфония-сюита, симфония-действо, симфония-речитатив, джаз-симфония, вокальная симфония и др.

Л. Бернстайн

Художественное поле новых симфоний связано с красочностью, живописностью их музыкальной ткани. Синтез, взаимодействие различных видов искусства (драма, живопись, хореография, кинематограф и др.) в современных симфониях становятся приметой времени.

В. Гергиев

 

Ю. Башмет

  • Вспомните и спойте полюбившиеся вам темы классических симфоний — русских и зарубежных. Звучат ли эти симфонии сейчас? Обращаются ли к ним современные исполнители, интерпретаторы? Почему?
  • Послушайте фрагменты классических симфоний В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского, В. Калинникова, С. Прокофьева. Какие образные сферы воплощены в них? Определите принципы симфонического развития.
  • Послушайте фрагменты симфоний современных отечественных композиторов. Соответствуют ли их жанры, программные названия, язык воплощённым в них образам? Что нового вносят современные композиторы в трактовку жанра «симфония»?

Рейтинг@Mail.ru