Учебник для 8 класса

Музыка

       

Музыка в кино

Искусство кино — это целый мир. Кино впитало традиции всех искусств, известных до него. Звуковой фильм появился на свет в такой момент, когда другие формы, объединявшие различные виды искусства, уже имели позади многовековую историю развития.

Музыку во времена немого кино использовали для того, чтобы заглушить сильный треск проекционного аппарата. В этом и заключалась задача пиани-ста-тапёра, а в наиболее роскошных кинотеатрах оркестра. Позднее музыка, сопровождавшая демонстрацию кинофильма, откликалась на всё происходящее на экране, по сути отражая драматургию фильма.

С рождением звукового кино (20—30-е гг. XX в.) произошло разделение музыки фильма на внутрикадровую и закадровую. Внутрикадровая музыка объясняет место и время действия — это и вокальная музыка, исполняемая персонажами фильма, и инструментальная музыка — звучание радио, инструмента, изображаемого в кадре, и т.п. Закадровая музыка сопровождает действие и наиболее ясно выражает идею фильма, течение сюжета.

Кинофильм «Шербургские зонтики»

В современном кинематографе музыкальная концепция фильма строится на использовании как закадровой, так и внутрикадровой музыки, позволяющей зрителям проникнуть в суть человеческих характеров, усиливая драматизм происходящих на экране событий.

Одной из наиболее популярных форм музыкальной характеристики персонажа фильма является песня. Замечательные песни для кинофильмов создал композитор И. О. Дунаевский (1900—1955). Позднее песенную традицию в кино развивали многие отечественные и зарубежные композиторы: А. Эшпай, А. Пахмутова, В. Баснер, М. Фрадкин, Т. Хренников, А. Петров, М. Таривердиев, А. Рыбников, Е. Дога, Г. Гладков, Н. Рота, М. Легран, Ф. Лей, Э. Морриконе, Г. Шор и др.

Кинофильм «Я шагаю по Москве»

Творческое содружество связывало композитора С. Прокофьева и кинорежиссёра С. Эйзенштейна, работавших над фильмами «Александр Невский», «Иван Грозный».

Есть и собственно музыкальные фильмы, посвящённые рассказу о композиторах, певцах, музыкантах. Музыка — обязательная участница мультипликационных, документальных и научно-популярных фильмов.

В качественно иной акустический мир позволила проникнуть электроника. Открытия композитора Эдуарда Артемьева (р. 1937) в сфере колорита раздвинули границы восприятия тембра. Им написана музыка к кинофильмам режиссёров А. Тарковского, А. Кончаловского, Н. Михалкова.

Кинофильм «Мой ласковый и нежный зверь...»

Настоящая киномузыка (оркестровые увертюры, песни и танцы, отдельные номера) становится любимой и долго живёт, как бы отделяясь от кинокартины, для которой писалась.

  • Найдите в Интернете и посмотрите сцену Ледового побоища из фильма «Александр Невский» (С. Эйзенштейна — С. Прокофьева). Вслушайтесь в звучание музыки, которая впоследствии стала кульминацией в одноимённой кантате Прокофьева. Какими средствами композитору удалось передать драматургию этой сцены?
  • Вспомните названия фильмов, музыку к которым сочинили известные отечественные композиторы.
  • Разучите и спойте популярные песни из кинофильмов. Придумайте к ним инсценировки, инструментальное сопровождение. Организуйте конкурс на лучшее их исполнение.
  • Вспомните названия фильмов, музыку к которым сочинили известные отечественные композиторы.
  • Разучите и спойте популярные песни из кинофильмов. Придумайте к ним инсценировки, инструментальное сопровождение. Организуйте конкурс на лучшее их исполнение.

Рейтинг@Mail.ru