Учебник для 8 класса

Музыка

       

«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

Любителям театра широко известно имя режиссёра Ю. Любимова и спектакли, которые были им поставлены в Московском театре на Таганке. Одной из оригинальных постановок стал спектакль «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. В сценарии были использованы отрывки из произведений Гоголя, фрагменты его переписки с друзьями и многое другое.

Главный герой спектакля — сам Николай Васильевич Гоголь, действующий на сцене в окружении персонажей своих произведений, раскрывающих драму русской жизни.

Написать музыку к спектаклю был приглашён Альфред Гарриевич Шнитке (1934—1998), который хорошо знал и любил творчество Гоголя. Композитор писал: «Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального — всё это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер — хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу». Мысли писателя и композитора во многом были созвучны. Оба умели горько смеяться над жизнью, в которой много шутовского...

А. Г. Шнитке

Музыка Шнитке отражает и усиливает то, что происходит на сцене. Но при всём соответствии драматургии и стилю спектакля она больше, чем «сопроводительная музыка». Из музыкальных фрагментов, которые сопутствовали отдельным сценам спектакля, дирижёр Г. Рождественский предложил композитору создать оркестровую сюиту. Произведение получило название «Гоголь-сюита».

Эта музыка — ярчайший образец симфонического театра. В концертном зале нет ни декораций, ни актёров, тем не менее перед слушателями разворачивается симфонический спектакль, по силе воздействия стоящий на уровне лучших образцов театральной музыки.

Н. В. Гоголь

В сюиту включён текст, взятый из «Записок сумасшедшего» Н. Гоголя, который произносит дирижёр. В единстве с музыкой, часто вызывающей смех, абсурдность слов ещё более подчёркивает трагичность судьбы человека, жизнь которого лишена смысла.

«Гоголь-сюита» состоит из семи частей: 1) Увертюра, 2) «Детство Чичикова», 3) «Портрет», 4) «Шинель», 5) «Чиновники», 6) «Бал», 7) «Завещание».

Начнём знакомство с музыкой сюиты с сопоставления двух её частей: Увертюры (№ 1) и «Завещания» (№ 7).

  • Послушайте Увертюру сюиты. В образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть и какой импульс она даёт развитию музыки?
  • Послушайте последнюю часть сюиты. Как изменился её образный строй по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует самого писателя — Великого Насмешника России?
  • Какие оркестровые краски преобладают в «Завещании»? Какую роль приобретает звучание колоколов и народного напева?
  • Если бы вы были композиторами, написавшими крайние части сюиты, то какую мысль (идею) вы развивали бы в её средних частях? Аргументируйте своё мнение.

Рейтинг@Mail.ru