Учебник для 7 класса

МУЗЫКА

       

Симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева

Музыка С. Прокофьева — крупнейшего композитора XX в. - разнообразна по содержанию. Светлан лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры — все это разные стороны прокофьевской музыки. Композитору удалось передать в звуковых образах радостное ошушение жизни, дух эпохи, бодрость, мужественность, силу. Творчество Прокофьева прочно связано с традициями прошлого и вместе с тем является новаторским в области музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии — напряженности и непрерывности музыкального развития (проникновения в музыку приемов кинодраматургии).

Вы уже знаете монументальную кантату «Александр Невский», созданную С. Прокофьевым на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна, балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», в которых радостная энергия сочетается с «застенчивой» лирикой. Продолжая традиции балетов Чайковского, Прокофьев создал современные классические образцы жанра. Велики достижения композитора и в симфоническом творчестве, начиная от симфонической сказки «Петя и Волк» и кончая семью симфониями.

В Симфонии № I Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая». В ней сохранена строгость и логика классической формы XVIII в., и в то же время её отличает современный музыкальный язык.

Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов. Использование особенностей танцевальных жанров (полонеза, менуэта, гавота, галопа), игра тембрами и регистрами (скрипки, флейты), новизна гармоний, внезапные гармонические «дерзости» — все это с головой выдает Прокофьева, особенности его музыкального почерка.

Внезапные динамические акценты и сопоставления, легкая и прозрачная оркестровка определяют характер финала этой симфонии: ослепительная радость звучит в нем (композитор хотел, чтобы здесь отсутствовали какие-либо минорные аккорды).

Не случайно на музыку Симфонии №1 создавались хореографические композиции.

     

  • Слушая Симфонию № 1 («Классическую») С. Прокофьева, запишите в «Творческой тетради- свои впечатления от каждой из ее частей. Как вы думаете, герой Симфонии живет в эпоху венских классиков, или он наш современник?
  • Какие из частей Симфонии построены в сонатной форме? Как сопоставление контрастных тем раскрывает замысел композитора?
  • Какие особенности музыки выдают музыкальный стиль композитора?
  • Продирижируйте одной из частей Симфонии №1 или придумайте композицию, в которой передадите особенности ее развития.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru