Учебник для 7 класса

МУЗЫКА

       

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве

Опера Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В ней раскрывается величие души Ивана Сусанина — гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью. Эти человеческие качества и сегодня значимы для каждого из нас.

М.И. Глинка

Идею этой оперы можно выразить строками известной думы «Иван Сусанин» К. Рылеева:

        Предателя, мнили, во мне вы нашли:
        Их нет и не будет на Русской земли!
        В ней каждый Отчизну с младенчества любит
        И душу изменой свою не погубит!

«Отечественная героико-трагическая опера» - так сам композитор определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству. Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.

Композитор сочинял оперу как симфоническую музыку - симфонически-образно. Большая часть оперы была написана раньше слов, так как первой мыслью Глинки было написать три большие картины: сельскую сцену, сцену с поляками и торжество. Они и стали основой драматургии оперы.

Опера состоит из четырех действий и эпилога. С первых тактов Интродукции (начальной сцены оперы) все действие движется к народному торжеству. В Интродукции воплошена непреклонная воля русского народа к победе.

В I действии на сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Антонида, дочь главного героя, ожидает своего жениха. Ее каватина полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: «Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи», Сусанин, крестьяне и воины-ополченцы поют о том, что пора для свадьбы придет, поляки будут разбиты и над Русью встанет заря спасения.

II действие (так называемый польский акт) происходит в замке короля Сигизмунда. Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу. Так завершается экспозиция оперы, в которой ярко представлены две музыкальные сферы, характеризующие образы противоборствующих сил.

  • Спойте мелодии-темы и определите, кого они представляют - русских или поляков. Можно ли по этим музыкальным характеристикам понять, где происходит действие?
  • Вслушиваясь в музыку Интродукции и представляя себя режиссером, предложите свой вариант инсценировки оперного действия в классе: откуда появляются ополченцы, в какой момент к ним присоединяются встречающие их женщины-крестьянки?
  • Нарисуйте в «Творческой тетради» эскизы костюмов и декораций.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru