Учебник для 7 класса

МУЗЫКА

       

Соната № 11 В.-А. Моцарта

Композиторы далеко не всегда сохраняют традиционный сонатный цикл. Примером значительною отступления от него является Соната № 11 ля мажор Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), I-я часть которой написана в вариационной форме. Это отступление продиктовано замыслом композитора: в сонате нет драматического содержания, в ней преобладают лирические образы.

В.-А. Моцарт

В музыке XVIII в., благодаря своеобразным «формулам», ярко предстает эпоха галантных манер и форм общения, которым необходимо было следовать дамам и кавалерам. Например, музыкальную фразу могли завершать гармонические последовательности (кадансы) у которые вызывали у слушателей ассоциации с поклонами, реверансами. Композиторы этой эпохи, подчиняясь власти внешней красивости и аристократической манерности, затейливо украшали мотивы трелями и форшлагами, подобно тому как архитекторы использовали в оформлении зданий и интерьеров дворцов, театров и концертных залов разного рода завитки.

Однако в музыке Моцарта «формулы» приобретали глубокий смысл, поэтому его музыка продолжает волновать и наших современников.

В Сонате № 11 три части: I) Тема с вариациями; 2) Менуэт; 3) Финал.

Огромную популярность Соната № 11 получила благодаря своему знаменитому финалу — «Турецкому маршу», как его часто называют, или «Rondo alia turca» («Рондо в турецком стиле»), как назвал эту часть сам Моцарт.

Почему в турецком? Когда Моцарт создавал эту музыку, в Западной Европе впервые услышали ранее не известную там турецкую музыку. В ней главную роль играли ударные инструменты, особенно большой барабан, который был изобретен на Востоке, получил распространение в Турции и поэтому долгие годы назывался турецким барабаном. Шумные удары этого барабана Моцарт остроумно и воспроизвел в финале своей сонаты.

  • Послушайте 1-ю часть Сонаты № 11 В.-А. Моцарта и проследите за развитием темы в вариациях. Что здесь преобладает: песенность, танцевальность, маршевость? Какой музыкальный образ возникает в вашем воображении?
  • Послушайте 2-ю часть Сонаты. Что нового вносит она в развитие музыкального образа?
  • Спойте начальные интонации 1-й части и финала («Rondo alia turca») Сонаты и сравните их между собой. Что их объединяет?

  • Послушайте всю Сонату целиком. Запишите в «Творческую тетрады» свои размышления о том, как композитор достигает общности образов разных ее частей.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru