Учебник для 7 класса

МУЗЫКА

       

«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизная сказка»

Любителям театра широко известно имя режиссера Ю. Любимова и спектакли, которые были им поставлены в Московском театре на Таганке. Одной из оригинальных постановок стал спектакль «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. В сценарии были использованы отрывки из произведений Гоголя, фрагменты его переписки с друзьями и многое другое.

Главный герой спектакля — сам Николай Васильевич Гоголь, действующий на сцене в окружении персонажей своих произведений, раскрывающих драму русской жизни.

А.Г. Шнитке

Написать музыку к спектаклю был приглашен Альфред Гарриевич Шнитке (1931-1998), который хорошо знал и любил творчество Гоголя. Композитор писал: «Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального - все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер — хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу». Мысли писателя и композитора во многом были созвучны. Оба умели горько смеяться над жизнью, в которой много шутовского...

Музыка Шнитке отражает и усиливает то, что происходит на сцене. Но при всем соответствии драматургии и стилю спектакля она больше, чем «сопроводительная музыка». Из музыкальных фрагментов, которые сопутствовали отдельным сценам спектакля, дирижер Г. Рождественский предложил композитору создать оркестровую сюиту. Произведение получило название «Гоголь-сюита».

Эта музыка - ярчайший образец симфонического театра. В концертном зале нет ни декораций, ни актеров, тем не менее перед слушателями разворачивается симфонический спектакль, по силе воздействия стоящий на уровне лучших, образцов театральной музыки.

В сюиту включен текст, взятый из «Записок сумасшедшего» Н. Гоголя, который произносит дирижер. В единстве с музыкой, часто вызывающей смех, абсурдность слов еще более подчеркивает трагичность судьбы человека, жизнь которого лишена смысла.

«Гоголь-сюита» состоит из семи частей: 1) Увертюра, 2) «Детство Чичикова», 3) «Портрет», 4) «Шинель», 5) «Чиновники», 6) «Бал», 7) «Завещание». Начнем знакомство с музыкой сюиты с сопоставления двух ее частей; Увертюры (№1) и «Завещания» (N°7).

  • Послушайте Увертюру сюиты. В образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть и какой импульс она дает развитию музыки?
  • Послушайте последнюю часть сюиты. Как изменился ее образный строй по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует самого писателя - Великого Насмешника России?
  • Какие оркестровые краски преобладают в «Завещании»? Какую роль приобретает звучание колоколов и народного напева?
  • Если бы вы были композиторами, написавшими крайние части сюиты, то какую мысль (идею) вы развивали бы в ее средних частях? Аргументируйте свое мнение.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru