|
|
Учебник для 7 класса МУЗЫКАРазвитие традиций оперного спектакляОбратившись к оперному жанру. Гершвин новаторски обогатил его, раздвинул рамки его выразительности и в то же время остался верным традициям. Это проявилось как в оркестровых, сольных номерах оперы, так и в трактовке массовых сцен. Здесь композитор, безусловно, опирался на опыт русских композиторов, которых очень ценил.
Гершвин, «подслушав» выкрики уличных торговцев (типичные для негритянского квартала восклицания), многоголосииу толпы, мастерски воплотил их в характерных ритмоинтонациях. Следование традициям жанра проявилось у Гершвина и в использовании интонаций негритянского фольклора, и в классической отточенности мелодических партий, и в широком привлечении речитатива. Образы героев оперы в каждом действии раскрываются с разных сторон. При этом Гершвин не делит своих персонажей на отрицательных и положительных. Их характеры, как это часто бывает в жизни, сотканы из различных черт, раскрываются в различных по стилистике вокальных номерах. Во II действии оперы представлены главные герои - Порги, Бесс и Спортинг Лайф. В песне Порги «Богатство бедняка» слышатся типично блюзовые интонации (блюзовые ноты и синкопы). Интересно, что в состав аккомпанирующего оркестра Гершвин впервые в истории оперы ввел банджо - инструмент, который ассоциируется с исполнением негритянских блюзов, а также «белых» ковбойских песен.
В то же время проникновенный дуэт Порги и Бесс «Бесси, ты моя жена» выдержан в классическом оперном стиле. Мелодия дуэта, которой Гершвин был особенно доволен, раскрывает всю глубину любовных переживаний героев.
Яркой сценой является хор «Я не могу сидеть». Оживленный темп и танцевальные ритмы, ансамблевые вставки (вплетение голосов Марии, Бесс, Порги) рисуют сцену народного веселья.
Следующей звучит песенка Спортинг Лайфа «Это совсем не обязательно так». Спортинг Лайф — циник, негодяй, но с обаятельной, щегольской внешностью, сумевший соблазнить Бесс. Его песенка игрива и незамысловата. В ней он издевается над религиозными чувствами прихожан общины. «Всё, что я вам проповедую, и все, о чём говорит Библия, - всё это необязательно, так и есть на самом деле». В музыкальную ткань этого номера вплетены выкрики толпы, контрастирующие с красивой мелодичной средней частью и кодой, завершающейся словами «вовсе не, вовсе не». Развернутые вокальные мелодии чередуются с речитативными вставками, полифоническим переплетением голосов поющих в любовном дуэте Порги и Бесс «Я люблю тебя. Порги», проникнутом нежным лиризмом. Слушателей не оставляет равнодушными вторая песня Спортинг Лайфа «Пароход, отправляющийся и Нью-Йорк». Она насыщена обольстительными интонациями, ритмами размеренного неторопливого движения. Герой любуется собой, явно подчеркивая свое превосходство над другими. Это яркий пример конфликтного развития драматургии характера одного из действующих лиц.
Центральными драматургическими моментами III действия можно считать две арии Порги и финальный хор народа. Ария Порги «О, Бссс, где моя Бесс» темпераментна» эмоциональна, поражает глубиной переживания, в ней с особой силой чувствуется горечь от утраты Бссс. Музыка проникнута глубоким чувством нежности и любви к героине оперы. Финальные ария Порги и хор «О, Господи, я на своем пути...» почти оптимистичны. Когда Порги с наивной серьезностью осведомляется о том, где находится Нью-Йорк, и выражает немедленную готовность «проползти» на своей запряженной козой тележке тысячу километров, отделяющих его от Бесс, слушатели поражаются мужеству и оптимизму этого человека. В мелодике замечательного хора явно чувствуются интонации духовного гимна, которым собравшиеся провожают Порги.
Опера «Порги и Бесс» стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.
|
|
|