Учебник для 6 класса

Музыка

       

Скорбь и радость

  • Прочитай монолог Эгмонта из пятого действия драмы «Эгмонт» И.-В. Гёте.

О, храбрый мой народ! Богиня победы летит впереди! Как море, что твои плотины сокрушает, круши и ты тиранов злобных крепость! Топите их, гоните вон с неправедно захваченной земли!

Бой барабанов приближается.

Чу! Слышишь! Как часто эти звуки призывали меня на поле битвы и побед. Как бодро ступали мои соратники по стезе опасной доблести! Теперь и я выхожу из темницы навстречу почётной смерти. Я умираю за свободу. Для неё я жил, за неё боролся и ей в страданиях я приношу себя в жертву. <...>

Я привык стоять с копьём в руке лицом к копьям, со всех сторон окружённый грозной смертью и с удвоенной силой, с удвоенной страстью чувствовать жизнь.

Барабаны.

Враг обступает нас со всех сторон! Мечи блестят, друзья мои, смелей! Ведь дома жёны, старцы, дети! За родину идите в бой! За благо высшее сражайтесь, за свободу. В чём вам пример я ныне подаю.

Барабаны. Когда он идёт к двери, навстречу стражникам, занавес падает, вступает музыка и завершает пьесу победной симфонией.

Развитие музыки приводит к трагическому перелому — гибели героя и вслед за этим — к напряжённому бурному нарастанию, завершающемуся мощным взрывом радостного ликования.

Яркая, мажорная, огненная, торжественная музыка коды звучит как «победная симфония», прославляющая героизм и самопожертвование во имя свободы. Так Бетховен прочёл сюжет трагедии: через смерть героя — к вольности, к свободе народа.

  • Какие средства выразительности использовал композитор, чтобы передать момент гибели Эгмонта?
  • Выполни задание в творческой тетради на с. 52-55.
  • Как композитор оркестровал увертюру? Тембры каких музыкальных инструментов характеризуют различные образы увертюры, подчёркивая их контраст?
  • Спой мелодию канона Бетховена «Скорбь и радость». В чём общность и различие построения музыкальных образов в песенном каноне и в симфонической увертюре «Эгмонт»?
  • Вспомни и спой в классе песни героического характера.

программная увертюра     разделы сонатной формы
контраст     конфликт

Рейтинг@Mail.ru