Учебник для 6 класса

Музыка

       

Программная увертюра

Увертюра «Эгмонт»

        Лишь тот достоин счастья и свободы,
        кто каждый день за них идёт на бой.

|И.-В. Гёте|

Увертюра — это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.

С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770— 1827) связано рождение нового симфонического жанра — программной увертюры. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений.

Л. Бетховен

Во всём мире хорошо известна увертюра Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт». Темой трагедии послужила борьба народа Нидерландов (современной Голландии) за независимость против испанского владычества в XVI в. Граф Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой, а Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти.

Увертюра «Эгмонт» Бетховена сочинена в сонатной форме, развитие музыки в которой близко развитию действия в драматическом спектакле.

Открывается увертюра зловеще-торжественным вступлением. В основе первой темы — ритм старинного испанского танца сарабанды. Мощная, суровая, гнетущая «поступь» аккордов струнных инструментов воплощает идею власти, создаёт образ жестоких завоевателей.

Контрастом к первой теме вступления звучит одинокая мелодия деревянных духовых инструментов, которая напоминает плач, стенания.

Из второй темы вступления постепенно рождается страстная тема борьбы, героического порыва. С этой темы начинается экспозиция увертюры.

Во второй теме экспозиции чередуются интонации обеих тем вступления: ритм сарабанды, сохраняющий своё зловещее звучание, и интонации вздоха, горя, народного страдания. Этот острый конфликт лежит в основе симфонического развития увертюры.

Две темы экспозиции рисуют главные образы трагедии. К чему приведёт их взаимодействие, можно узнать из следующего раздела увертюры — разработки.

  • Спой две темы вступления к увертюре «Эгмонт».
  • Послушай увертюру «Эгмонт» и проследи за особенностями развития музыки.
  • Как звучит первая тема вступления в экспозиции?
  • Какие интонации вступления можно услышать в начале экспозиции? Как изменился их характер?
  • Назовите образы, которые получают развитие в разработке увертюры.

Рейтинг@Mail.ru