Учебник для 6 класса

Музыка

       

Симфоническое развитие музыкальных образов

        Написанная музыкой наука
        О людях, что вокруг,
              и обо мне.

|В. Семернин|

Образы симфонической музыки, часто не связанные с каким-либо сюжетом или программой, раскрывают перед слушателями многообразие жизненных явлений, переживаний не только одного человека, но и целых поколений. Сложен внутренний мир человека. И к какой бы симфонической музыке прошлого или настоящего времени мы ни обратились, в центре её содержания — человек, его отношения с окружающим миром, подчас сложные и противоречивые, его нередко особый взгляд на мир, на самого себя.

Богатейшие возможности симфонического оркестра: разнообразие тембров и звуковых красок, способность соединить самые разные по характеру мелодии, темы, музыкальные образы в едином гармоничном звучании — позволяют симфонической музыке рассказать о сложном и интересном внутреннем мире человека, о его сомнениях и переживаниях, передать смену настроений — от грусти к радости, от сомнений к уверенности.

Понять инструментальную, симфоническую музыку, где нет ни слов, как в песне или романсе, ни декораций, костюмов и действующих лиц, как в опере, помогает знание законов, принципов, приёмов музыкального развития.

Напомним, что основной принцип развития, построения музыкальной формы — сходство и различие. Ярким приёмом симфонического развития становится контраст: контраст-сопоставление или контраст-столкновение (конфликт) музыкальных тем-образов.

  • В чём проявляется действие принципа сходства и различия, принципа контраста в музыке и в других видах искусства: в поэзии, в живописи, в архитектуре, в дизайне? Можно ли наблюдать действие этого принципа в жизни, в окружающем нас мире, в поступках людей?
  • Обрати внимание на композиции картин французских художников А. Матисса и П. Сезанна. Какую роль играет контраст в картине А. Матисса? Что ты можешь сказать о художественных образах картин? В какой из них возникает единый образ?
  • Послушай фрагменты известных тебе симфонических произведений и вспомни имена их создателей. Какие образы созданы ими? Есть ли среди них образы эпические, лирические, драматические? Как они взаимодействуют?
  • Почему образы этих произведений близки современному слушателю?
  • Выполни задания в творческой тетради на с. 50-51.

Рейтинг@Mail.ru