Шопен беседует с тобою
В часы раздумья и унынья,
В часы тревоги, немоты,
Растерянности и покоя.
|Л. Озеров|
Если Шуберт возродил жанр вокальной баллады, то Шопен создал жанр инструментальной баллады. Им написаны четыре баллады, в которых композитор музыкально преломил черты поэтической баллады: особый строй музыкальной речи, взволнованный характер, переплетение фантастических и реальных образов, множество контрастных эпизодов...
В Балладе № 1 переплетаются эпические, лирические, драматические образы. Переход от лирики к героике, от эпического повествования к драматическому действию роднит эту балладу с театром. Начало Баллады № 1 звучит как пролог, в котором возникает образ народного сказителя.
Э. Гилельс
Послушай Балладу № 1 Ф. Шопена. Как она построена? Понаблюдай за контрастным сопоставлением и развитием её основных тем. Какую роль играет контраст в «рассказе» композитора о судьбах своего народа?
Какую мысль композитор передаёт во вступлении к Балладе № 1?
Из каких интонаций вступления вырастает главная тема Баллады? Что она напоминает: неторопливую речь человека, ритм вальса?.. Какое название можно дать главной теме Баллады № 1?
Как звучит вторая тема Баллады? Что отличает средний её раздел?
Сравни Балладу Шопена с его Этюдом № 12 и Прелюдией № 24. Что роднит эти произведения?
В какой мере к Балладе Шопена можно отнести характеристику прелюдий (см. с. 98)?
Как ты думаешь, на какой из фотографий пианистов «звучит» музыка, подобная началу Баллады № 1 Ф. Шопена?
P. Kepep
Подготовь письменное сообщение на тему «Жанровое многообразие фортепианной музыки Шопена». Придумай вопросы для анализа одного из сочинений Шопена.
Выполни задания в творческой тетради на с. 38—39.
Найди в Интернете информацию о международном конкурсе имени Ф. Шопена и его лауреатах.