Учебник для 6 класса

Музыка

       

Фортуна правит миром

«Кармина Бурана»

        Слёзы катятся из глаз,
        арфы плачут струны.
        Посвящаю свой рассказ
        колесу Фортуны.

|Из поэзии вагантов|

Немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895—1982) — один из выдающихся музыкантов XX в. В своей музыке он стремился соединить традиции разных эпох.

Детство композитора прошло на юге Германии в Баварии, где Орф увлекался представлениями ярмарочного театра. Возможно, поэтому главным направлением его творчества стали сценические кантаты и произведения для музыкального театра, в которых театральными средствами раскрывается смысл хоровой и инструментальной музыки.

К. Орф

Наибольшую известность приобрела «Кармина Бурана» — сочинение для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене — новый музыкальро-театральный жанр, где равноправно сочетаются музыка, танец и сценическое действо.

Как же возник замысел этого сочинения? В монастыре в предгорьях Баварских Альп хранился рукописный сборник стихов и песен XII—XIII вв. Авторы песен — странствующие поэты и музыканты — ваганты, что в переводе с латинского означает бродячие.

В середине XIX в. рукописный сборник был издан под названием «Carmina burana» — «Баварские песни». Тексты сборника делятся на 4 группы: сатирические песни, лирические стихи, застольные и плясовые песни и песни духовного содержания. Спустя почти столетие «Кармина Бурана» попала в руки Орфа. Всё, что привиделось композитору за чтением драгоценного сборника, он пересказал языком музыки.

Средневековая миниатюра, воспроизведённая на первой странице старинного рукописного сборника «Кармина Бурана», подсказала Орфу композиционный план кантаты: колесо Фортуны то возносит, то безжалостно низвергает человека, совершая свой полный оборот. Колесо Фортуны, которое с одной стороны приводит в движение ангел, а с другой — дьявол, — главный сценический образ кантаты.

Гимном, восхвалением Фортуны начинается и заканчивается «Кармина Бурана». Всё в жизни человека подвластно всемогущей Фортуне — богине счастья, случая и удачи.

Кантата имеет подзаголовок «Мирские песнопения». В величественном Прологе — два больших номера: «О, Фортуна!» и «Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой». Три части кантаты: «Ранней весной», «В таверне» и «О любви» — представляют собой контрастные картины жизни: весенняя природа и нежность человеческих чувств, лирическое объяснение влюблённых, ярмарочное представление, необузданное веселье в таверне, красота жизни и её торжественное прославление. В зависимости от поворотов колеса меняются и сценические картины. Судьба человека изменчива: счастье и горе, благополучие и нищета, радость и слёзы...

Песни славят весеннюю природу, расцветающую под лучами бога-целителя, прорицателя и покровителя искусств Феба (Аполлона); богиню весеннего цветения Флору; приветствуют богиню земли Майю за то, что она вселяет в людские сердца любовь; поются в честь богини любви и красоты Венеры.

  • Спой по нотной записи главные мелодии Пролога.

  • Сравни мелодии кантаты с древнерусскими напевами. Что общею в мелодике, ритмике, ладовой окраске, эмоциональном строе западноевропейских и русских средневековых песнопений?
  • Послушай музыку Пролога. Какие новые краски вносит оркестр в образный строй музыки?
  • Найди выразительный жест, движение, которые передают характер музыки, многократное повторение ритмической фигуры.

  • Исполни под фонограмму Пролог, подпевая главные темы и используя выразительные движения рук. Какие образы рождаются в твоём воображении?
  • Несмотря на то что нам непонятен текст, постарайся определить, к какому из разделов относится каждая часть: к Прологу («О, Фортуна!»); к частям «Ранней весной», «В таверне» или «О любви»?

сценическая кантата     хор     оркестр     особенности ритма

Рейтинг@Mail.ru