Учебник для 6 класса

Музыка

       

«Перезвоны»

Всю жизнь несу родину в душе, люблю
её, жив ею, она придаёт мне силы,
когда случается трудно и горько.

|В. Шукшин|

Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин (1939— 1999) сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В. Шукшина».

«Перезвоны» — это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле, о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. В музыке В. Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии.

В. А. Гаврилин

В «Перезвонах» композитор обратился к древней традиции колокольности в русской музыке. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни. Это сочинение — диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых и самых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.

Основным принципом раскрытия образов симфонии-действа «Перезвоны» является принцип контрастного сопоставления.

  • Послушай фрагменты из «Перезвонов» В. Гаврилина: озорные частушки «Весело на душе», зарисовку природы «Вечерняя музыка», покаянную «Молитву». Какие образы, какие картины жизни возникают в твоём воображении?
  • Какие средства музыкальной выразительности позволяют композитору выявить контрастность образов?

В своём творчестве В. Гаврилин постоянно обращался к вокальной музыке. Именно песенная природа музыки композитора пленяет слушателей своим обаянием, естественностью и мелодичностью.

Мир русской природы запечатлён композитором в вокальном цикле «Времена года».

  • Спой две мелодии из цикла «Времена года». Какое время года предстаёт в каждой из них?
  • Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний? Разучи понравившуюся песню.
  • Вспомни и спой песню «Мама» В. Гаврилина на стихи А. Шульгиной.
  • Разучи и спой народные песни своего края о природе, временах года.
  • Выполни задания в творческой тетради на с. 20-21.

контраст - сопоставление     хор     солист

Рейтинг@Mail.ru