Учебник для 6 класса

Музыка

       

Сюжеты и образы фресок

В симфонии «Фрески Софии Киевской» композитор В. Кикта создаёт яркие запоминающиеся образы: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого» (№ 4), «Борьба ряженых» (№6), «Музыкант» (№7), «Скоморохи» (№9).

В «Групповом портрете дочерей Ярослава Мудрого» два пласта звучания. Первый — нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создаёт трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй — повторяющиеся пятизвучные нисходящие интонации арфы, которые звучат неопределённо, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утончённых девушек — дочерей князя, изображённых неизвестными мастерами-живописцами на фресках собора, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

В «Борьбе ряженых» жёсткие короткие ритмы ксилофона в разных регистрах перемежаются с напряжённым журчанием арфы. Быстрый темп музыки, её безостановочное движение усиливает яркий, радостно-тревожный характер части.

  • Сравни две части симфонии. Какими приёмами развития композитор достигает контраста образов?
  • В музыке какой из частей подчёркивается мерная поступь, безостановочное движение? В какой форме написаны эти музыкальные фрески?

Фреска «Музыкант» — одна из самых драматичных частей симфонии. Музыка рисует образ одинокого музыкан-та-скрииача. Композитор использует тембр солирующего альта, который подражает звучанию древнего струнного инструмента — гудка, предка современной скрипки. Фон для главной темы этой части составляют монотонный долгий звук (ключ для настройки арфы скользит по струнам) и отзвуки арфы.

В «Скоморохах» композитор рисует «беспечное племя весёлых бродяг». Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях с шутовством, насмешкой, безостановочным движением, бряцанием струнных инструментов, перезвоном бубенцов, подражанием балалаечным и свирельным наигрышам.

  • Сравни две части симфонии - «Музыкант» и «Скоморохи». Как варьирование главных тем этих частей даёт возможность композитору создать контрастные образы?
  • Как знакомая тебе песенная тема симфонии звучит в «Скоморохах» на фоне колокольного звона?
  • Какой из образов симфонии произвёл на тебя особое впечатление? Почему?
  • В чём современность музыкальных образов, созданных В. Киктой в этом сочинении? Свои размышления запиши в творческую тетрадь.
  • Как ты понимаешь смысл высказывания П. Чайковского применительно к данному сочинению: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться...»?

живописность музыки     контраст образов     варьирование

Рейтинг@Mail.ru