Учебник для 6 класса

Музыка

       

«Фрески Софии Киевской»

«Орнамент»

        Музыканты - извечные маги
        Вызывают виденья веков...

|Б. Дубровин|

Современный композитор Валерий Григорьевич Кикта родился в Украине в 1941 г., а музыкальное образование получил в Москве. В своих крупных сочинениях композитор обращается к интонациям и образам христианской славянской культуры. Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая их собственной интонацией, лирически окрашенным отношением, создавая свой неповторимый музыкальный язык, понятный его современникам.

По велению русского князя Ярослава Мудрого в начале XI в. в честь 50-летия принятия христианства на Руси в Киеве возводится величественный собор Святой Софии. Считалось, что святая София — символ премудрости Божией.

«Фрески Софии Киевской» — необычная симфония. Это своего рода большая инструментальная былина, в которой повествуется об одной из самых значительных страниц истории русского государства, о духовном богатстве русского народа, воплотившемся и в уникальном памятнике архитектуры, его живописных фресках, и в народном искусстве Руси. В симфонии ярко ощущается влияние жанра инструментального концерта, а солирующий инструмент — арфа (по мнению композитора, инструмент «чистой красоты») приближает слушателей к образам старинных эпических сказаний, имитируя звучание гуслей.

Пёструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. «Орнамент» — говорит композитор, — самый значительный образ. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль — сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте. «Орнамент» — это и красота, и неповторимость, и изменяемость...»

  • Спой главную тему симфонии — «Орнамент». Подчеркни в своём исполнении её повествовательный, былинный характер.
  • Вспомни и спой мелодии знакомых тем музыкальных произведений, для которых композиторы сочинили музыку в духе народных былин, сказаний. Сравни их с мелодикой «Орнамента».
  • Послушай неоднократно повторяющуюся в симфонии тему «Орнамент». Почему композитор при повторениях этой темы вносит в неё интонационные, ритмические, тембровые изменения?
  • В каком знакомом тебе многочастном сочинении (сюите) русского композитора его начальная пьеса выполняла роль связующего звена между разнообразными, а подчас и контрастными образами?
  • Выполни задания в творческой тетради на с. 22-25

вариантность     арфа     музыка в народном духе

Рейтинг@Mail.ru