Учебник для 6 класса

Музыка

       

Духовный концерт

        Глагол таинственный небес,
        Тебя лишь сердце разумеет.

|Н. Львов|

В Русской православной церкви с середины XVII в. стало распространяться многоголосное пение. Так как количество голосов в пении колебалось от трёх до сорока восьми, то сочинение и исполнение такой музыки требовало большого мастерства — знания вокальных возможностей человеческого голоса, искусства управления хором.

В XVIII в. в русской музыке появился новый жанр — многоголосный духовный концерт.

Максим Созонтович Березовский (1745—1777) прожил короткую жизнь, всего тридцать два года. Музыкальные творения этого замечательного русского композитора XVIII в. долгие годы не были известны профессиональным музыкантам и любителям музыки.

Музыкально одаренный ребёнок был привезён в Петербург из маленького украинского городка Глухова. Всестороннее дарование позволяло М. Березовскому не только петь, но и играть на различных инструментах (в том числе и народных), сочинять музыку.

Здание Придворной певческой капеллы в Петербурге

Талантливого молодого придворного композитора отправляют за государственный счёт на учёбу в Италию, в Болонскую филармоническую академию. Титул члена Академии был почётным: он давал право быть капельмейстером — руководителем хорового коллектива или оркестра.

Болонскую академию прославили русские композиторы — Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Евстиг-ней Фомин, а также зарубежные — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, чешский — Йозеф Мысливичек.

Музыку Березовского, незаслуженно забытого композитора, — его духовные хоровые концерты, а также оперные и инструментальные сочинения — открыли слушатели новых поколений спустя много лет после его кончины.

Юные певчие

Духовный концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» — одно из самых значительных произведений этого жанра. Примечателен тот факт, что немногочисленные биографические сведение, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что это произведение было сочинено музыкантом в возрасте 16—18 лет, в то время, когда ему сопутствовал успех: его произведения исполнялись, а самому композитору оказывали внимание при царском дворе. Впереди была Италия, учёба у признанного в Европе музыканта и педагога падре Джованни Мартини.

  • Спой главную тему 1-й части концерта «Не отвержи мене во время старости».

  • Какой эмоциональный настрой несёт в себе эта мелодия? В каком характере необходимо её исполнять?
  • Какой партии хора, по твоему мнению, можно поручить первоначальное её проведение?

хоровое многоголосие

Концерт «Не отвержи мене во время старости» написан М. Березовским на слова 70-го псалма Давида из Ветхого Завета. Вот его современный перевод.

Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря; «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.

  • Помогает ли прочтение текста псалма восприятию трагического, скорбного характера музыкального высказывания М. Березовского?
  • Послушай 1-ю часть Концерта М. Березовского. Попытайся проследить за развитием эмоционально-образного состояния человека, молящего Бога о сострадании и помощи.
  • Почему композитор поручает исполнение вступительного раздела Концерта солистам? Каково взаимодействие голосов в хоровом звучании? Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей?
  • Проследи по нотной записи за вступлением голосов солистов. Какой тип фактуры - полифонический или гомофонный - использует автор Концерта? Почему?
  • В каком знакомом тебе жанре светской инструментальной музыки XVIII в. используется такой же тип изложения музыкальной мысли?
  • Как ты объяснишь применительно к Концерту М. Березовского смысл выражения: «Есть музыка, которая к нам идет, и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней»?

духовный концерт     полифония

Рейтинг@Mail.ru