Учебник для 6 класса

Музыка

       

Сцены свадьбы в операх русских композиторов

Композиторы часто обращались в своих операх к песням красочного свадебного обряда. Например, М. Мусоргский ввёл в партитуру оперы «Хованщина» подлинную народную мелодию праздничной величальной песни, а М. Глинка для оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») сочинил музыку в духе народной песни.

Хор девушек «Разгуляли-ся, разливалися воды вешние по лугам» в опере «Иван Сусанин» несёт в себе свет, безмятежность, оттеняя один из самых драматичных моментов оперы. Он помогает почувствовать трагический смысл происходящего, пережить напряжённость развёртывающегося на сцене действия: увели враги Ивана Сусанина — отца Антониды. Не вернётся он больше в дом. И в ответ на слова подружек Антонида поёт свою песню-романс «Не о том скорблю, подруженьки». Задушевная, простая мелодия, трогательные интонации народных причитаний раскрывают внутренний мир героини, её боль за отца...

Б. Руденко — Антонида

  • Спой мелодию свадебного хора «Разгулялися, разливалися» из третьего действия оперы «Иван Сусанин».
  • Почему мелодию М. Глинки можно считать родственной народной песне?
  • Сравни хор из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки с хором «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского. Найди похожие интонации. Выполни задание в творческой тетради на с. 17.

народные напевы     хор в опере

Сцена из оперы «Иван Сусанин»

Музыкальные образы основаны или на сквозном развитии одного зерна-интонации (как это было в народных песнях «Ты река ль моя» или «На море утушка купалася»), или на сопоставлении контрастных интонаций (как это было в русской народной песне «Матушка, матушка, что во поле пыльно»).

Сюжет оперы как сложного музыкально-драматического жанра разворачивается во взаимодействии многих музыкальных образов. Тот или иной образ воспринимается намного ярче, когда он вступает в контраст с другими образами.

Эпизоды свадьбы, воспроизведённые во многих русских операх, являются узловыми моментами в развитии действия.

В опере «Руслан и Людмила» М. Глинки звучат праздничные, торжественные здравицы, близкие к народным свадебным величаниям. Мощное унисонное звучание хора «Лель таинственный», исполняющегося в честь молодых в первом действии оперы, вступает в яркий контраст с фантастической сценой похищения Людмилы, когда оркестр изображает удары грома, зловещую поступь «гаммы Черномора».

А торжественный ликующий заключительный хор «Слава великим богам», основанный на музыке увертюры, становится венцом развития всего сюжета, утверждает основную идею оперы: победу света, добра, любви, радости.

Интонационное, образное сходство и различие объединяет начало (увертюру) и финал оперы, создаёт смысловую арку, гармонию.

  • Спой тему хора «Лель таинственный» и тему заключительного хора оперы «Руслан и Людмила».
  • Что роднит эти темы с народными песнями? Какие интонационные особенности народной песни слышны в каждой из тем, сочинённых М. Глинкой?
  • Какие жанры народной песни интонационно близки хорам композитора?

жанры народных песен     повтор интонаций     контраст интонаций

Рейтинг@Mail.ru